Воскресенье, 17.01.2021, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Дидактический материал

дидактический материал по Белгородской области

Дидактический материал по географии Белгородской области

 

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю.        

(Ю.К. Ефремов)

 

Держава русских черноземов

 и царство курских соловьев.

 

Географическое положение.

Задания.

1. Знаете ли вы карту Белгородской области? Можете ли отличить ее  от других территорий по очертаниям границ?

Вот три контура. Какой из них относится к Белгородской области? А может быть, все они изображают ее, но только в разное время?

2. На этой карте изображена территория Белгородской области в ее современных границах, но помеченные на ней населенные пункты снабжены названиями, которые эти пункты носили в XVII-XVIII вв. и в начале XIX в. – до года, указанного в скобках.

Сообразите, как называются эти пункты теперь. Современные названия их вам хорошо известны.

 

Климат

 

(урок о солнечной радиации, освещенности Белг.обл.)

название урока «Гимн Солнцу»

                            эпиграф:       Восходишь – все оживает.

                                                  Заходишь – и все умирает.

                                     Ты жизни мерило и первопричина ее.

                                     (из древнегреческих гимнов Солнцу)

Земля – большой космический корабль, летящий в черных бесконечных просторах космоса. Земля давно бы стала такой же холодной и безжизненной, как окружающее ее пространство, если бы Солнце – наш верный и неизменный благодетель – не посылало нам тепло своих лучей. Трагическую картину гибели всего живого на Земле нарисовал замечательный английский поэт Джордж Байрон:

     Погасло Солнце яркое, и звезды

     Без света, без путей в пространстве вечном

     Блуждали, и замерзшая Земля

     Кружилась слепо в темноте безлунной.

     …Пустынею безлюдной стал весь мир,

     Лишенный света, зелени и жизни.

Созданием атмосферы, возникновением жизни – всем обязана Земля Солнцу. В древние времена существовала «солнечная» религия – религиозное поклонение Солнцу. В сохранившихся памятниках культуры древних египтян отчетливо проступает их понимание значение Солнца в материальной жизни человечества.

       Первопричина жизни… Трудно подыскать более современное и точное определение роли и значения  Солнца! В древности Солнце было не просто предметом поклонения – люди внимательно следили за его поведением и ясно понимали, что смена времен года и урожаи на полях зависят от Солнца.

      Одновременно с таким умозрительным изучением Солнца наши предки пробовали применять солнечные лучи для получения тепла. И это им часто удавалось. Без опыта и практических знаний, накопленных талантливыми и зачастую неизвестными нам изобретателями Древнего Египта, Греции, Рима не могла быть в наши дни создана наука о полезном использовании и преобразовании солнечного излучения в другие формы энергии.

       Практическое применение в древности солнечные лучи находили в «солнечных кухнях», «зеркальных камерах». В настоящее время это: солнечные насосы, сушильные и опреснительные установки, теплицы, СЭС, холодильники, автомобили.

      Проходя сквозь воздушную атмосферу, поток солнечных лучей не просто ослабляется и становится менее мощным – по пути от Солнца до Земли меняется состав солнечного излучения. Атмосфера неодинаково «относится» к разным солнечным лучам: одни лучи она пропускает беспрепятственно, другие – ослабляет, третьи – как бы «изымает» совсем. Чем объясняется такая «разборчивость» воздушной оболочки  Земли? Как и почему воздуху удается «отбирать» солнечные лучи?

      Природа солнечного излучения долго оставалась для ученых тайной. В средние века исследователи умели увеличивать силу солнечных лучей с помощью зеркал и стеклянных линз. Но на вопрос, что такое солнечный свет, ответа найдено не было…

     Многие тайны солнечного излучения были решены И.Ньютоном, пришедшим к выводу, что различные солнечные лучи по-разному поглощаются водяными парами, различными газами, пылью.

                      (в конце урока)

     Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

                                             И синий кругозор.

     Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

                                                         И выси гор.

     …………………………………………………

     Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

                                             А если день погас,

     Я буду петь…  Я буду петь о Солнце                                        

                                       В предсмертный час!

                                      (К.Д.Бальмонт)

 

 

Задания

1.                             Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги. В Белгороде жаркое лето (средняя температура июля …), холодная зима (средняя температура января - …)… В Лондоне в июле не жарко, но зато в январе не надо надевать шубы…

Какой из этих пунктов самый северный? Самый южный? Объясните разницу в климате этих пунктов.

2.                             Какие страны за рубежами России лежат в широтах Белгородской области? Какие природные особенности наиболее ярко отличают нашу область от этих государств?

3.                             Какая местность расположена «под нами» в другом полушарии, в месте, диаметрально противоположном вашему населенному пункту? Если можете, ответ подтвердите расчетами.

4.                             Одинаковой ли длительности день в Старом Осколе и Ровеньках в одно и то же число, например, 22 июня?

5.                             Наши представления о тропическом поясе связаны с представлениями о жаре, о солнце, высоко стоящем над горизонтом, а иногда прямо в зените. Нам и не приходит в голову мысль, что мы, жители Белгородской области, значит, жители умеренных широт, можем увидеть солнце на той же высоте, на какой его видят, скажем, жители Калькутты. А между тем солнце у нас временами бывает даже значительно выше, чем на тропике. Когда и почему это бывает? Как высоко может стоять солнце в полдень у самых южных и самых северных границ нашей области? (задачу решать  по карте с градусной сетью).

 

Часовые пояса.

1.                             Который час в Валуйках по местному времени, если по московскому времени 12 часов?

2.                              Который час по местному времени в этот момент в Красной Яруге? Шебекино? Старом Осколе?

3.                             В одно ли и то же время восходит солнце на восточных и западных границах нашей области?

 

Рельеф

1.            На двух рисунках изображены каньон реки Колорадо и овраг в окрестностях Белгорода, скалистые стены каньона (крупным планом) и глинисто-песчаные стенки оврага (тоже крупным планом). Чем вызвано такое сходство форм между оврагом глубиною всего 20-30 метров, и грандиозным ущельем, достигающим двух километров глубины? Какие силы создали этот своеобразный рельеф,  как под Белгородом, так и в местности, лежащей за тысячи километров от него, в другом полушарии?

 

Внутренние воды.

1.     В географии бассейном называется водосборная область реки, озера, моря, океана. Воду бассейна какой большой реки, какого моря и океана пьют жители городов Алексеевка, Шебекино?

 

Почвы

          Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: «Как прекрасна почва»!  (Карел Чапек)

 

Города области

Алексеевка

Время возникновения первого поселения на месте будущей Алексеевки исследователи относят к концу XVII столетия (1685 г.?)

«Помещичья слобода Алексеевка» расположена в 25 верстах от уездного города Бирюча (Красногвардейское). Во втором томе справочной книги «Россия» сказано: «знаменитая слобода Алексеевка на р. Тихой Сосне – одно из самых людных селений в Россию Слобода эта заключает ныне 12300 жит., а с почти смежными слободами Николаевкой и Дмитриевкой – более 18,5 тысячи. Производство подсолнечного масла родилось и развилось в Алексеевке  с конца первой четверти XIX в. Заслуга водворения и развития этого промысла принадлежит водворенному здесь в 1820 г. Крепостному гр. Шереметева Данилу Бокареву. Ему первому пришло в голову начать употребление семян подсолнечника на производство масла. Опыты его увенчались успехом; масло понравилось многочисленным его потребителям, и производство подсолнечного масла развилось быстро не только в Алексеевке, но и во всей Воронежской губернии. Слобода Алексеевка получила свое название от имени первого своего владельца князя Алексея Мих. Черкасского – одного из богатейших русских вельмож первой половины XVIII в.

По данным 1915 г. В волостной слободе Алексеевке развито сапожное производство, шьют преимущественно малороссийскую обувь, крестьянское платье, картузы, шапки. Существует тележное, тарантасное, бондарное производство.

Современная Алексеевка с 1954 года – город. Эфиромаслоэкстракционный комбинат в 1972 году награжден орденом «Знак Почета», завод «Химмаш» производит агрегаты для внесения в почву безводного аммиака.

 

 

Темы для самостоятельной работы учащихся:

1.Города Белгородской области.

2. Места области, связанные с жизнью знаменитых деятелей культуры и искусства.

3. Места боевой славы.

4. Современные и древние границы области.

5. Заповедные зоны Белгородщины.

6. Места отдыха (парки, пляжи), выставки, музеи и т.д.

7. Главные промышленные и научные объекты (по отраслям) области.

8. Основные автодороги,  железные дороги Белгородской области и транспортные проблемы.

9. Гидросеть области.

10. Категории качества жизни жителей Белгородской области (притягательность различных районов и др.).

11. Промышленные центры области.

 

         (о полезных ископаемых)

Сказки, добытые из-под земли.

Чего только нет у нас на земле! А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, и многих других предметов…

     Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли. Под землей все в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землей в виде полезных ископаемых. Почему полезных? Почему ископаемых? Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

   Кто самый полезный?

Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезное от бесполезного, А ведь каждому хочется быть полезным.

«Я – соль земли», - говорит Соль.  «Без меня на земле каши не сваришь».

«А без меня сваришь?» - спрашивает Алюминий.  «Кастрюли-то делают из алюминия».

«А на чем варить будете?» - спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает: «Без топлива в этом деле не обойдетесь».

«А чем огонь разожжете?» - спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.

«И надо еще крупу привезти», - говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить – и вон сколько их набралось! Кого ни возьми – без него каши не сваришь…

«Между прочим, обо мне тоже не следует забывать», - говорит Железо, из которого делают лопаты.  «Прежде чем кашу варить, всех вас нужно еще из земли выкопать!»

 

Глиняная сказка

Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро. Пришла к Твердой Глине Вода.  «Надо тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода – и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.  «Будем с тобой вместе людей поить», - говорит Вода.   «А пока я испаряюсь. Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна». Вода испарилась, а Глина задумалась. Оказывается, не так это просто – делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда – твердым.

 

 

(о природе, о путешествиях)

Отец медицины Гиппократ сказал: «Устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к устремлению жизни».

Природа ласкает наш взор чудесным сочетанием красок, покоряет чарующими звуками шелеста листвы, пением птиц, пьянящим запахом хвои, трав, свежестью и неповторимой прелестью лесов и полей, радует величием могучих гор и безбрежных морских просторов. Общение с природой действует на состояние нервной системы, особенно на эмоциональное состояние, успокаивает, дает повод для размышления, настраивает на оптимистическую волну. (А.С.Никифиров Эмоции в нашей жизни, Советская Россия, М., 1978)

Главное, что дает путешествие – радость увлекательного, интересного занятия, хорошее настроение, счастье сбывшихся надежд и желаний. И.Гете называл путешественников счастливыми людьми.

Путешествие обеспечивает нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживает интерес к жизни, к окружающему миру, дает ощущение радости бытия.

Если эмоциональные реакции обеднены, это сказывается на широте интересов человека, лишает его восприятия многих прелестей жизни. О таких людях поэт Н.И.Рыленков говорит, что их «угрюмый глаз видит лишь водоемы в озерах, а в лесу древесины запас».

 

 

Еще в первом столетии до н.э. Гораций писал:

«Взор свой скорей обрати на искусство великой природы. Ты ничего у людей подобного ей не увидишь».

Природа России и русский характер

Природа и судьба ведут издавна русского человека так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Что можно придумать кривее и извилистее русской тропинки или проселочной дороги? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропку (Ключевский). Походка русского человека колеблющаяся, уклончивая, т.к. он привык лавировать между неровностями пути, плохой дороги, случайностями жизни (которые зависят от погоды и природы). Часто и думает надвое: «Бабушка надвое сказала», «Лбом стены не прошибешь», «Только вороны прямо летают».

О России  А.Фет сказал: «Там где в пространстве затерялось время». Многие философы хотели проследить противоречивую гармонию пространства и человека, неотделимого от нее. Они доказывали, что умозрение идет рядом с чувством, и формируется характер народа. Это укорененность, основательность земледельца – с одной стороны; с другой – кочевая кровь, удаль, стремление сняться с насиженных мест в поисках лучшей доли.

«Необъятные русские пространства находятся внутри русской души и имеют над ней огромную власть. Широк русский человек, как русская земля, как русские поля».

«Ширь русской земли и ширь русской души давят русскую энергию. От русской души необъятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувство безопасности».  Тому, кто понял, что такое пространство в России уже некуда ехать. Русские просторы зовут странствовать, бродить, раствориться в них.  (Бердяев).

 

О школе

Нет лучше фрегата, чем школа – домчит до любых берегов!

 

(Эпиграф к печатной тетради или книге для учителя)

 

В душе у каждого есть мир незримых чар,

Как в каждом дереве зеленом есть пожар,

Еще не вспыхнувший, но ждущий пробужденья.

    Коснись до тайных сил, шатни тот мир, что спит,

    И, дрогнув радостно от счастья возрожденья,

    Тебя нежданное так ярко ослепит.

                                              К.Д.Бальмонт

 

Когда мудрость войдет в сердце твое,

И знание будет приятно душе твоей,

 тогда рассудительность будет оберегать тебя,

разум будет охранять тебя,

дабы спасти тебя от пути злого…    (Библия)

 

(о взаимосвязи естествознания и философии)

Подобно тому, как дерево не бывает без ствола и ветвей, так не мыслимы друг без друга естествознание и философия. Отнимите ветви – останется мертвым пень, отнимите ствол – ветви распадутся.  (А.И.Герцен)

По мере развития естествознания его связь, взаимодействие с философией становятся более  тесными. Особенно велика эта связь в настоящее время, когда решаются вопросы о природе элементарных частиц материи, о происхождении и сущности жизни, о развитии космических тел.

 

(педагогическая гармония – Н.Н.Палтышев)

 

Литература

Атлас Белгородской области., М., 1982.

Белгородская область, Воронеж, 1967; То же, 2-е издание, 1974; То же, 3-е издание, 1979.

Белгород. Очерки о  прошлом, настоящем и будущем города. Воронеж, 1969; Белгород. Воронеж, 1976.

Белогорье, синие дали (Составление и текст Б.И.Осыкова, снимки В.А.Собровина и А.В.Хрупова). М., 1984.

Большая советская энциклопедия. Т.т.3, 4, 7, 13, 18, 21, 23, 24, 25. М., 1970 – 1976.

Батуев Д.Я., Каменецкий И.И., Булипопов Я.М.  Грайворон. Белгородск. кн. изд-во, 1959.

Валуйки (сборник). Белгородск. кн. изд-во., 1963.

Города Белгородской области. Воронеж, 1973.

Загоровский В.П. Белгородская черта. Воронеж, 1969.

Здравствую, Белгород (путеводитель по городу). Воронеж, 1983.

Озаренный первым салютом. Фоторассказ о Белгороде (снимки В.А.Собровина и др., текст Б.И. Осыкова).

Освобождение городов. М., 1985.

Осыков Б.И. Белогорье, синие дали. Воронеж, 1977.

Прохоров В.А. Надпись на карте. Воронеж, 1979.

Старый Оскол (краеведческий сборник). Белгород, 1958.

 

Категория: Дидактический материал | Добавил: Galina (17.04.2013)
Просмотров: 743 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021