ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Изменения, происходящие в современном мире, становятся все более глобальными, динамичными и взаимосвязанными; изменяется и сам человек в своем отношении к природе, обществу, самому себе. Формирование деловых качеств человека часто происходит в ущерб его духовному миру. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) перед системой образования стоит сложнейшая задача: способствовать развитию человеческих (гуманистических) качеств обучающихся, наиболее полному раскрытию творческого потенциала их личности. Поэтому сегодня так актуальна ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса, которая впоследствии обнаруживается в избираемых целях, интересах, мотивациях, убеждениях, оценках и других проявлениях человека.
Гуманизация школьного естественнонаучного образования - универсальный процесс. Она основана на личностно-деятельностном характере обучения (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.), означает доминацию человека и способов его жизнедеятельности (Н.Н. Баранский, Ю.Н Гладкий, В.П. Максаковский, Я.Г Машбиц). По проблеме гуманистического содержания школьного географического образования основополагающими являются работы А.И. Алексеева, Т.П. Герасимовой, И.В. Душиной, Л.М. Панчешниковой, В.В. Николиной и др. Гуманистические идеи имеют исторический и общечеловеческий характер, связанны с ценностью жизни, с провозглашением человеколюбия. Школьная география обладает значительным гуманистическим потенциалом, так как включает научные исторические, демографические, социально-экономические, культурологические знания и методические подходы творческого, личностно и практико-ориентированного, проблемного характера.
В то же время, как показывает практика и отмечается в ряде работ, посвященных анализу ценностных ориентаций подростков (И.Ю. Алексашина, В.Г. Воронцова, В.В. Николина и др.), воздействие учителей географии на ценностную ориентацию школьников остается недостаточным, требует целенаправленного научно-педагогического внимания. Школьный курс географии обладает очевидным гуманистическим потенциалом, затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия, развивает у школьников мировоззрение, воспитывает их в духе мира, ориентирует на общечеловеческие ценности.
Формирование мировоззрения является основополагающим компонентом в развитии личности учащегося. Географическая картина мира является компонентом естественнонаучной и общественно-научной картины мира, которая составляет важнейшую часть общенаучной картины мира. Одной из составляющей географической картины мира является географическая картина взаимодействия общества, природы и человека, формирование которой способствует развитию гуманистического мировоззрения школьников, а именно пониманию своей роли, значимости в мире, осознанию географического образования на основе применения географических знаний в повседневной жизни, нравственному воспитанию подрастающего поколения, обладающего собственными взглядами, убеждениями и ценностями. Многие мировоззренческие идеи курса географии опираются на знания других наук - экологии, истории, краеведения и др.
В соответствии с новыми стандартами географического образования идею гуманизации образования отражают современные линии учебников. Так, в учебнике Н.Н. Петровой «География. Начальный курс», 6 класс особо отражено место человека на планете, его влияние на все процессы, происходящие на Земле, выделен раздел, посвященный Земле как планете. В учебнике для 7 класса Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. «География. Наш дом Земля: материки, океаны, народы и страны» приведены описания многих стран мира, в том числе стран СНГ. Содержание учебника А.П. Кузнецова «География. Население и хозяйство мира», 10 класс интегрировано с курсом всемирной истории, а линия учебников Н.Н. Петросовой и Н.А. Максимовой (издательства «Мнемозина») воспитывает этническую толерантность, формирует целостное представление о размещении населения и территориальной организации хозяйства. Авторы доказывают, что практически все учебные темы возможно рассматривать «через человека», «о человеке», «для человека».
По нашему мнению, теоретическими основаниями моделирования гуманистического содержания школьного географического образования должны быть: атмосфера педагогического сотрудничества, признающая личность обучающегося как высшую ценность, формирование у школьников личностно-значимого, социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей. На уроках географии раскрываются такие мировоззренческие идеи, как: Земля - единая и целостная система «Человек и мир»; основными на планете являются отношения между человеком и природой, человеком и обществом. Школьники с пятого класса знакомятся с системой «Человек и мир». Она основана на устойчивости всех структурных компонентов, а нарушение их баланса порождает проблемы, требующие для разрешения совместных усилий всех стран мира. Географическая культура и географическое мышление предполагают восприятие системы общечеловеческих ценностей, воспитание гуманистических отношений между людьми. Задача учителя заключается в формировании у обучающихся нового понимания и отношения к окружающему миру, нового способа деятельности в нём.
В целостной системе определения гуманистического содержания школьного географического образования выделяем взаимодействие целевого, мотивационного, процессуального компонентов. Целевой компонент включает формирование и развитие гуманистического мировоззрения школьников. Данный процесс состоит из возникновения потребности в изучении географии, далее её перехода в мотив, познавательный интерес, затем - ориентацию учащихся на мировоззренческие идеи географической науки, применение теоретических географических знаний при решении практических заданий. В конечном итоге знания трансформируются в мировоззренческие убеждения.
Мотивационный компонент основывается на демонстрации значимости географических знаний при решении в повседневной жизни экологических, социально-экономических задач в масштабе региона и всей страны. Процессуальный компонент включает выбор методических приемов, видов учебно-познавательной деятельности, форм организации учебно-воспитательного процесса, средств обучения.
Методическая система гуманизации школьного естественнонаучного образования обладает целостностью благодаря взаимодействию всех его компонентов и функционирует посредством включения в канву урока комплекса проблемных, творческих разноуровневых заданий различной сложности. Задания включаются в различные формы организации учебных занятий: конференции, практикумы, экскурсии, викторины, конкурсы, дискуссии, игры, семинары, зачеты и т.п.). Каждое задание несёт мировоззренческую идею, гуманистическую цель, предусматривает многообразие элементов практической направленности.
В курсе «Географии России» рассматриваются темы «История заселения и освоения территории Сибири», «Население нашей многонациональной страны», «Межотраслевые комплексы». Это благодатный материал для формирования представлений о возникновении, формировании, развитии вопросов гуманизма в классическом наследии географической мысли, значении географических исследований, роли путешественников, учёных в развитии отечественной географии, о влиянии культуры общества на процессы миграции, естественного движения населения, его воспроизводства. При изучении межотраслевых комплексов старшеклассники знакомятся с большим разнообразием профессий, требованиями современного рынка труда. Знакомство с национальным и религиозным составом населения России воспитывает толерантность у школьников.
При моделировании содержания современного естественнонаучного образования учитываются определяющие дидактические условия: создание на уроках благоприятного эмоционального фона, создание личностно-ориентированных ситуаций, включение аксиологического материала, направленного на понятия: «Отечество», «Труд», «Семья», «Земля», «Здоровье», «Человек» и др. Вопросы и задания на уроках географии направлены на развитие способности осознания роли человека в природе, хозяйстве страны. Краеведческий материал принимает личностно-значимый характер, помогает ученикам оценить собственную практическую деятельность в повседневной жизни, ценностное восприятие и эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Таким образом, результатом обучения и воспитания на уроках естественнонаучного цикла становится формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания социально-ответственного поведения в окружающем мире на основе принятия ими общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных способностей и жизненных целей. Гуманистический потенциал школьной географии - совокупность научно-методических подходов географического образования, обеспечивающих развитие гуманистического мировоззрения учащихся. Дидактическими основами реализации гуманистического потенциала школьной географии являются: личностно-деятельностный подход в обучении географии, гуманизация межличностных отношений, гуманизация содержания географии, гуманизация мировоззрения учащихся
В практическом плане гуманизация школьного географического образования представляют систему комплексного реформирования образовательного процесса, которая должна охватить все ступени обучения в школе. Гуманизация - сложный, многоярусный процесс, включающий в себя различные формы, средства и методы освоения учащимися мировоззренческих и социокультурных знаний, навыков и механизмов их реализации. Школьная география вбирает, абсорбирует в себе гуманитарные ценности, социальные знания, нравственно-эстетические принципы и нормы, общечеловеческие восприятия и миропонимание.
Исследование проблемы гуманизации школьного географического образования, накопленный в этой сфере положительный педагогический опыт позволяет предложить методические рекомендации:
- создавать гуманистически ориентированное учебно-воспитательное пространство в классе, мотивационно-ценностное отношение учителя к педагогической деятельности;
- полнее учитывать региональные аспекты школьного образования (социальные, экономические, культурные особенности, состав населения, уровень подготовки обучающихся, их особенности, психологические стереотипы);
- дополнять учебные программы материалом по истории развития науки, по перспективам и прогнозам отдаленных последствий её влияния на мир;
- обеспечивать осознание сегодняшнего выпускника школы как действующего индивидуума современной социальной и технологической среды с помощью систем Интернет, виртуальных сред, информатизации образования;
- включать в педагогическую деятельность уникальную возможность непрерывного образования, прослеживать развитие личности выпускника за порогом школы с помощью мониторинга и коррекции учебных программ;
- использовать этические аспекты и культурологический подход при изучении географии;
- активнее разрабатывать междисциплинарные учебные курсы, внедрять личностно-развивающие модели обучения.
|