Четверг, 25.04.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

комплексное включение материала в естественнонаучное образование
29.09.2013, 18:08

Применение  комплексного подхода в содержании естественнонаучного образования

 

Проблематика «общество – природа» пронизывает все курсы географии, химии, биологии, физики, поэтому в предлагаемую дидактическую систему включаем сквозное изучением экологической проблемы, пытаемся по возможности полнее показать роль человека в экономической и социальной жизни общества, лучше раскрыть понятие о трудовом населении как главной производительной силе, объяснить возрастание роли непроизводственной сферы в современное время.

Сравним традиционный и выбранный нами подходы к планированию на примере темы "Восточная экономическая зона” (география 9 класс). На ее изучение программой выделено четыре урока. В традиционных уроках цели выражаются так: дать знания о главных чертах ЭГП, природных условиях и ресурсах Восточной экономической зоны; обеспечить усвоение региональных различий; закрепить и усовершенствовать умения составлять характеристику ЭГП территории, характеризовать ТПК на основе типового плана; ознакомить с перспективами развития региона.

На наших уроках цели были поставлены такие:

- Обосновать, почему огромную территорию от Урала до Тихого океана рассматривают как одну экономическую зону; одновременно выделить в ней главные различия;

- Продолжить развитие умений определять и решать доступные учащимся экономико-географические, социально-географические и экологические проблемы;

-                       Способствовать выработке положительного отношения и умений коллективной учебной работы;

-                       Стимулировать эмоциональное отношение к экологическим и социальным проблемам Восточной экономической зоны.

Существенно отличается и схема предложенных нами уроков.

Урок 1. Общая характеристика Восточной Экономической зоны.

На традиционных уроках проводится беседа, в процессе которой выполняются небольшие самостоятельные работы на основе карт и цифрового материала учебника. Логику урока определяют пунктами типового плана характеристики  экономической географии района.

Свой урок мы провели как проблемную школьную лекцию по плану:

1.                   Какие главные условия и факторы влияют на развитие хозяйства Восточной экономической зоны?

2.                   Что положено в основу выделения крупных регионов этой зоны, их особенности?

3.                   Сравнение Восточной экономической зоны с северными районами Канады.

4.                   Экономические, социальные и экологические проблемы. Взгляды ученых на их решение.

Урок 2. Общая характеристика Сибири.

Учитель излагает общие особенности природы, населения и хозяйства Сибири. В ходе беседы изучаются ТПК Западной Сибири.

Урок 3. Территориально-производственные комплексы Восточной Сибири.

На этом уроке традиционно учащимися выполняется самостоятельная работа: составление по нескольким источникам характеристики ТПК. Работу выполняют по вариантам, чтобы рассмотреть все ТПК этого региона.

Мы в ходе эксперимента объединили уроки 2 и 3. Провели групповую работу по изучению ТПК Восточной экономической зоны. Каждая группа учащихся составляла "визитную карточку” ТПК на контурной карте, давала обоснование территориальной структуре их хозяйства, выделяла экономические, социальные и экологические проблемы (с привлечением дополнительного материала, заранее подготовленного учащимися).

Урок 4. Дальний Восток.

Обычно на этом уроке проводится беседа с включением небольших самостоятельных работ, в ходе которой выявляются главные особенности ЭГП, природных условий и ресурсов, географии населения и хозяйства Дальнего Востока. Ответы ученики дают на основе карт, цифровых данных, схем учебника. Учитель сообщает о перспективах развития  Восточной экономической зоны.

Мы считаем, что наибольший педагогический эффект получился от урока – семинара по теме "Как улучшить условия жизни людей в Восточной экономической зоне?” Заранее предложили дополнительные источники знаний и вопросы:

1)                  приведите 3-4 примера районов, где наблюдается особенно тяжелая экологическая ситуация; объясните ее причины;  2) правомерно ли утверждать, что  Сибирь и Дальний Восток обладают огромными резервами территории, потенциально пригодными для  освоения в обозримом будущем;  3) как вы оцениваете процесс миграции населения из этой зоны? Какие проблемы для жизни людей здесь возникают?  4) обсудите создание свободных экономических зон В Приморье и Приамурье;  5) выскажите "за” и "против” о создании совместных предприятий с западными фирмами;  6) какие территории особенно пригодны для отдыха, лечения и туризма на Дальнем Востоке? Что надо сделать, чтобы использовать эти возможности?

При изучении фактов школьникам предлагались географические задачи, тесты, работа на контурной карте. Задавались краткие вопросы, предполагающие краткие ответы. Преобладала фронтальная и индивидуальная форма контроля.

Структура описанных проблемных уроков отражает логику решения проблемы: создание проблемной ситуации и осознание ее учащимися – формулировка проблемы – применение известных способов действий – формулировка гипотезы – проверка гипотезы – общие выводы. Выводы подтверждали или опровергали гипотезу.

Считаем, что этапы выдвижения и проверки гипотезы являются самыми важными для организации познавательной деятельности учащихся.

Облегчает формирование экологического мышления школьников использование на уроках конкретного  материала и решение экологических заданий-задач, например:

1. Определите процентные величины биомассы единовременно живущих сухопутных и водных организмов на планете. Объясните, чем вызваны такие различия?

2. Исследованиями ученых установлено, что в наземных экосистемах только незначительная часть биомассы, потребленной животными при их росте, используется для создания собственной биомассы. Эта величина для большинства животных не превышает 10%. Таким образом, если заяц съел 10 кг растительной массы, то за счет этого его собственная масса увеличится только на 1 кг, а поедая 1 кг зайчатины, лисица увеличит свою массу только на 100 г., или на 0,01 от биомассы растений, съеденных зайцем, т.е. при переходе от одного звена пищевой цепи к другому биомасса стремительно уменьшается. Куда деваются остальные 90% съеденной биомассы? Чему равен КПД организмов при их росте?

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникает в сознание учащихся.   Приводим примеры целостного подхода при исследовании общих проблем в географии: состав морской воды определяется активностью морских организмов, растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру и т.д. Эти примеры свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере меняет лик нашей Земли. Ученики сами приходят к выводу, что биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с другой – сама воздействует на нее. 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galina
Просмотров: 1634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024