Межпредметные
связи в формировании мировоззренческих понятий на уровне методов познания и
осмысления действительности
Большая часть мировоззренческих идей опирается на
знания учащихся по другим учебным предметам.
Так, понимание идеи о материальности природы и объективном характере ее
законов можно углубить, если для объяснения физико-географических процессов
привлечь знания по астрономии, химии, физике; идея о постоянном развитии и изменении всех компонентов природы и ПТК во
времени опирается на знания по биологии об эволюции растительного и животного
мира.
Эффективным
средством установления межпредметных связей служат задания для самостоятельной
работы: «Привлекая знания по истории, докажите, что многие трудности
экономического развития стран Африки и Азии обусловлены их колониальным
прошлым»; «На основе знаний по курсу биологии докажите, что почвы и
растительность находятся в постоянном изменении и развитии во времени».
Большие возможности для межпредметных заданий содержит
курс географии 8 класса. Особенно, когда по времени изучения совпадают такие
темы, как «Моря России» (география) и «Класс «Рыбы» (биология).
При изучении данных тем провели ролевую игру «Экипаж
рыбного траулера». Учащиеся, разделившись на группы по 6-8 человек, образовали
«экипаж одного траулера», который осуществлял лов в одном из морей России.
Члены «экипажа» на контурных картах прокладывали маршруты своего плавания с
указанием сроков лова, которые учитывали климатические особенности района, где
будет происходить лов, а также биологические особенности промысловых рыб. В
«судовом дневнике» отмечали глубины, на которых вели лов, какими приборами и
снастями пользовались и какими видами промысловых рыб был богат улов. На
заключительном этапе игры команды представляли свой маршрут, объясняя свой
выбор.
В систему заданий для учащихся включаем упражнения на
отыскание противоречий в рассматриваемых объектах и явлениях. Например:
1.Прочитать текст параграфа об участках земной коры.
Описать влияние внутренних процессов на образование материковых платформ. Какие
процессы противоположны им?
2.На примере Кавказа (или Урала) показать
взаимодействие зональных и азональных факторов в процессе формирования ПТК .
3.Что такое специализация экономических районов? Какое
понятие противоположно ему? Объясните экономическую эффективность сочетания
специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов (9
класс).
Более сложной является умственная деятельность
учащихся при выполнении заданий, которые требуют совместить противоположные
суждения. Например: 1.Объясните, какое влияние оказывает большая территория на
экономику страны – благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства (10
класс). 2.Обсудите вопрос о том, какую
роль играют государственные границы между определенными странами (например,
между Россией и Украиной) – разделяющую или соединяющую.
Оба примера требуют рассуждения по типу «и то, и
другое (противоположное) одновременно». Так, с большой территорией чаще связаны
разнообразные природные условия и ресурсы для развития хозяйства; вместе с тем
возникает проблема развития окраин, возрастают транспортные расходы и пр.
Границы между странами выполняют одновременно и разделяющую, и соединяющую
функции: развитие хозяйственного комплекса каждой страны происходит в пределах
и с учетом ее государственных границ; наряду с этим в ряде пограничных районов
особенно сильно развивается производственное кооперирование и т.д.
В формировании умения понимать единство
противоположностей большая роль принадлежит проблемному обучению. Парадокс
открывает учащимся действительность с совершенно неожиданной стороны,
иллюстрируя совпадение противоположностей. Например:
1.Известно, что в лесах образуется больше растительной
массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых.
Как объяснить это противоречие? (7 и 8 классы)
2.Обеспеченность трудовыми ресурсами – одно из главных
условий развития хозяйства страны. Почему же в развивающихся странах стоит
задача ограничения рождаемости? (10 класс)
Упор на совершенствование навыков логического подхода,
последовательных действий в умственных операциях отражаются алгоритмом поиска
проблемной организации изучаемого материала. Остановимся подробнее на
логической схеме изучения темы «Мировое хозяйство в период НТР».
Работа начинается с постановки цели урока, которая
представлена в виде нескольких проблем. Рассмотрение каждой проблемы
предусматривает такую переработку изучаемого материала, которая формирует
последовательность умственных операций, определяющих пути поиска решения. Это
могут быть сформулированные учащимися выводы, выявляющие уровень знаний и
умений, понимание мировоззренческих идей, проявление познавательного интереса.
Считаем важным, чтобы в формулировке проблемы была заложена идея ее дальнейшего
решения, тогда рассмотрение каждой последующей проблемы возможно будет только
на основании решения предыдущей. Так формируется система проблем, каждая из
которых соответствует очередной ступени логического хода урока.
Таким образом, каждая проблема логической структуры
несет определенную смысловую нагрузку, что влечет использование наиболее
рациональных методов и приемов для достижения полного и глубокого осмысления
изучаемого материала.
В соответствии с алгоритмом изучения темы определяем
цели урока.
1.Дать понятие НТР, раскрыть ее сущность и основные
направления, показать влияние на темпы роста и отраслевую структуру мирового
хозяйства.
2.Доказать, что:
а) развитие мирового хозяйства есть процесс исторический; б) НТР – качественно новый этап в развитии мирового
хозяйства; в) изменение мировой
структуры хозяйства есть неизбежный результат влияния НТР.
Рассмотрим ступени логического хода урока. Их число
зависит от количества вычленяемых в изучаемом материале проблем. В нашем
варианте следующие проблемы:
1.
Начальный этап
формирования мирового хозяйства – эволюционный путь развития технического
прогресса.
2.
НТР – качественно
новый этап в формировании мирового хозяйства, который выражен в радикальном
изменении техники и технологии производства.
3.
Проявление НТР во
всех отраслях хозяйства – доказательство качественно нового этапа в развитии
мирового хозяйства.
4.
Характерные черты
НТР как выражение нового этапа в развитии мирового хозяйства.
5.
Изменения
отраслевой структуры мирового хозяйства – неизбежный результат всеобъемлющего
проявления НТР.
Форма подачи материала – школьная лекция с элементами
эвристической беседы, нацеленной на формирование умений анализировать и самостоятельно делать выводы.
Предлагаемый алгоритм проблемной организации урока, в
котором заложена закономерная последовательность изучения нового материала,
направлен на такую познавательную деятельность учащихся, при которой они
получают возможность искать, ошибаться, спорить, решать и в итоге доказать
справедливость тех основных положений, которые были заложены в системе
рассмотренных проблем.
|