Четверг, 21.11.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

раздаточный материал для участников мастер-класса
02.02.2014, 15:15

Гжель – это район из нескольких населённых пунктов в 60 км от Москвы по ж/д Москва – Муром – Казань (Казанская железная дорога), объединённых  с середины XVII века производством керамических изделий: фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. В 1912 году была открыта железнодорожная станция Гжель.

         Изделия с росписью Гжель представляют собой расписанный вручную сине-белый фарфор мазковой росписью с кобальтовой краской. Издавна Гжель славилась своими глинами.

         Сейчас Гжельский фарфоровый завод покупателям предлагает огромный ассортимент фарфоровой посуды, сувениров: ваз, часов, светильников и др. Кроме посуды, делают игрушки в виде птиц и зверей,  декоративные статуэтки: лошадки, всадники, птички, куклы.  С XVIII века изделия расписывали  лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. С середины XIX используют только голубые тона.

 

 

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века, когда А.И. Деньшин  организовал артель «Вятская игрушка».

         Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя. Раньше игрушки расписывали красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохибарыни.

 

         Жостово -  деревня в Мытищинском районе Московской области, известная два века художественным народным промыслом - изготовлением расписных подносов из жести исключительно вручную. Входит в городское поселение Пироговский. Расположена неподалёку от Клязьминского водохранилища. Население деревни на начало 2006 года - 557 человек.

         Этот промысел возник под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

         Визитная карточка жостовской росписи – букет: в центре располагают крупные яркие цветы, а по краям цветы рисуют слегка затемненными, которые словно сливаются с темным фоном. В результате такой росписи и цветы, и листья словно выступают из глубины. Цветочные композиции – «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла». Используют также сюжетную роспись.

         Технология изготовления включает несколько операций:

1. Изготовление заготовки – лист металла кроится, вытягивается по форме на электрическом прессе, его края закатываются.

2. Подготовка под роспись – обжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение чёрной эмали в два-три слоя, зачистка каждого слоя вручную при помощи шкурки.

3. Художественная роспись масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Роспись выполняется в два этапа: сначала – замалёвка (наброска букета разбелёнными красками), потом – выправка (нанесение теней, бликов, чертежа, привязки).

4. Нанесение орнамента – борт подноса украшают лёгким ажурным растительным орнаментом.

5. Отделка – нанесение 2-3 слоёв лака с промежуточной сушкой.

         В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Мастер не работает по образцам, а пишет по воображению, он может использовать различные приёмы и техники плотного, сквозного и смешанного письма, выбирать декоративные материалы: бронзу, алюминиевую пудру, перламутр, поталь.

 

 

 

         Хохлома  - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Это особая декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой  деревянной посуде эффект массивности.

         Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и  земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицырыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях  Нижегородской области. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти».

         Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

         Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельные заказчики - монастыри.

         Обилие леса, близость Волги  - главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда  - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию.

         Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

         В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов (фабрики «Хохломская роспись», «Семёновская роспись»), и село Сёмино Ковернинского района (предприятия «Хохломский художник» и "Промысел").

         Технология производства. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Далее изделие проходит лужение и художественную роспись.   

         Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома». 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galina
Просмотров: 1791 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024