Гжель – это район из нескольких населённых пунктов в 60 км от Москвы по ж/д Москва
– Муром – Казань (Казанская железная дорога), объединённых с середины XVII века производством керамических изделий:
фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. В 1912 году
была открыта железнодорожная станция Гжель.
Изделия
с росписью Гжель представляют собой расписанный вручную сине-белый фарфор
мазковой росписью с кобальтовой краской. Издавна Гжель славилась своими глинами.
Сейчас
Гжельский фарфоровый завод покупателям предлагает огромный ассортимент
фарфоровой посуды, сувениров: ваз, часов, светильников и др. Кроме посуды,
делают игрушки в виде птиц и зверей,
декоративные статуэтки: лошадки, всадники, птички, куклы. С XVIII века изделия расписывали лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками
в своеобразном народном стиле. Мотивами этой росписи являлись декоративные
цветы, листья, травы. С середины XIX используют только голубые тона.
Дымковская
игрушка -
один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле
более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы
Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века, когда
А.И. Деньшин организовал артель
«Вятская игрушка».
Дымковская
игрушка — изделие ручной работы. Для её производства используется местная
красная глина,
тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали
собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки
сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до
двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя. Раньше игрушки расписывали красками, замешанными на яйце с квасом,
используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась
взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.
Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего,
зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго
геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам:
клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают
украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с
детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и,
конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Жостово - деревня в Мытищинском районе Московской области, известная два века
художественным народным промыслом - изготовлением расписных подносов из жести исключительно вручную.
Входит в городское поселение Пироговский. Расположена неподалёку от Клязьминского водохранилища. Население
деревни на начало 2006 года - 557 человек.
Этот
промысел возник под влиянием уральской
цветочной росписи по металлу.
Визитная
карточка жостовской росписи – букет: в центре располагают крупные яркие цветы,
а по краям цветы рисуют слегка затемненными, которые словно сливаются с темным
фоном. В результате такой росписи и цветы, и листья словно выступают из
глубины. Цветочные композиции – «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок»,
«Ветка с угла». Используют также сюжетную роспись.
Технология
изготовления включает несколько операций:
1. Изготовление заготовки – лист металла
кроится, вытягивается по форме на электрическом прессе, его края закатываются.
2. Подготовка под роспись – обжиг,
обезжиривание, грунтование, нанесение чёрной эмали в два-три слоя, зачистка
каждого слоя вручную при помощи шкурки.
3. Художественная роспись масляными
красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Роспись выполняется в два
этапа: сначала – замалёвка (наброска букета разбелёнными красками), потом –
выправка (нанесение теней, бликов, чертежа, привязки).
4. Нанесение орнамента – борт подноса
украшают лёгким ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка – нанесение 2-3 слоёв лака с
промежуточной сушкой.
В
основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Мастер не
работает по образцам, а пишет по воображению, он может использовать различные
приёмы и техники плотного, сквозного и смешанного письма, выбирать декоративные
материалы: бронзу, алюминиевую пудру, перламутр, поталь.
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в
округе Нижнего Новгорода. Это особая декоративная роспись деревянной посуды и мебели,
выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении
росписи наносится не золотой,
а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом
и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый
цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные
элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и
звери.
Предполагают, что хохломская роспись
возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Нижегородской области. Искусство Хохломы
унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику
резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство
«тонкой кисти».
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство
хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова.
Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельные заказчики -
монастыри.
Обилие
леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья — также
способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром суда направлялись
в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а
оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи
хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию.
Англичане,
немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она
доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду
и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской
губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или
просто «хохлома».
В
настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов (фабрики «Хохломская
роспись», «Семёновская роспись»), и село Сёмино Ковернинского района
(предприятия «Хохломский художник» и "Промысел").
Технология производства. Сначала бьют
баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом
излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так
получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) —
резные ковши и ложки, поставцы и чашки. Далее изделие проходит лужение и художественную
роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз
покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и,
наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования
масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
|