Вторник, 19.01.2021, 20:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

выступление на мастер-классе
12.01.2014, 18:32

Тема мастер-класса

  (слайд №1 - тема) Составление ментальных карт на уроках географии

  (слайд №2 - цель) Цель -  передача опыта по развитию визуального мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках географии.   Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.  Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты);  - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; 

вовлечение  участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему;  участие всех в обсуждении полученных результатов.

Вступительное СЛОВО:  (слайд №3 – разные карты)

            На каждом уроке мы используем географические карты,  различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению...  А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.

          Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.

  (слайд №4 – требования ФГОС)

 В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) поднимается проблема включения адекватных времени педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира.

  (слайд №5 – причины снижения успеваемости)

          Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.

 

·                                 При работе с учебными тестами чаще всего составляется линейная записи информации, в которой сложно выделить главное, трудно запомнить и еще труднее потом восстановить в памяти. Ключевые слова, несущие главную идею, теряются в массе большого текста. Учебное время при такой записи расходуется неэффективно. Следствием данной работы  являются: скука, рассеянность, неусвояемость информации, пустая трата времени... и тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д.

Обозначенные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – т.е. составлению ментальных карт (Mind-maps).

           (слайд №6 – ментальные карты - миллионера) В них вся учебная  информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи  между понятиями и частями рассматриваемого природного объекта или явления. 

         Первые примеры создания интеллект-карт  встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

  (слайд №7- цель создания карт) Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Интеллект карты дают большую свободу мысли. Их составляют люди разных специальностей: предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры (Слайд -  пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона)

Ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, в технологию которого заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности памяти, темперамента, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей каждого обучающегося.

           (слайд №8 – технология карт) Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

           (слайд №9,10,11 – принципы, правила, эмфазы) В памятках представлены основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Так можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием!

  (слайд №12 – значение карт) Интеллект-карты собирают на одном листе всю необходимую информацию, помогают выделить плюсы и минусы решения, активизируют интуицию и ассоциативное мышление, фиксируют воспоминания, помогают ставить цели и планировать дела, управлять проектами и т.д.

  (слайд №13 – ментальные карты в географии)   В курсе географии ментальные карты позволяют изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта,

приучают детей с младших классов к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации; развивают художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью. Составление карт разума развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему.

 

Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономического района, страны) с помощью ассоциативных рядов. Эти изображения далеки от реальных карт, но их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений ученика об окружающем мире, понимание им структурно-функциональных особенностей организации геопространства и  отношение к изображаемому объекту. Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии.

 

           (слайд №14 – значение на уроках) Интеллект карты можно использовать  как инструмент проверки знаний учителем, так и в форме взаимопроверки обучающихся, выведения показателей успешности каждого ученика класса — составления рейтинга.

С каждым последующим упражнением тренируется зрительная память, наблюдается большая точность определения географического положения объекта, большее количество ассоциаций. Через ассоциации подключаются эмоции, создаётся яркий, емкий, полнозвучный образ территории.

 

         Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galina
Просмотров: 3096 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021