В конце XIX - начале XX веков условиями
возникновения народных кустарных
промыслов были неустойчивые урожаи, свободное время зимой, соседство рынков,
ярмарок. В России большая часть товаров и услуг для массового потребления,
особенно сельских регионов, производилось в индивидуальной, кустарной или
артельной форме организации труда, куда входило производство одежды, обуви,
всевозможной хозяйственной утвари, конской упряжи, культовой атрибутики –
например икон и т.д.
Сегодня
доля народных промыслов в валовом продукте регионов редко превышает 0,5%.
Спрос на
изделия народных промыслов
Первым
фактором увеличения спроса на продукцию народных промыслов можно считать рост доходов населения. С ростом доходов
растет и уровень жизни, повышается качество потребляемых продуктов питания,
создаётся индивидуальное, этнокультурное окружение.
Вторым
фактором расширения спроса на изделия народных промыслов является рост индивидуального жилищного строительства.
Люди стремятся украсить свое жилье резной мебелью из ценных пород дерева,
декоративными и натуральными каминами с элементами ручной ковки, резными
дубовыми лестницами, резными иконами.
Третьим
фактором можно считать туризм и
расширение производства сувенирной
промышленности. Именно изделия сделанные руками, а не машиной сохраняют
частичку живого тепла села, региона или целого государства.
Четвертый
фактор - этнокультурные традиции, свойственные для каждого региона: дарения на
свадьбу, при встрече друзей, дарения на отмечаемые даты, традиции дарения при
проведении религиозных обрядов и т. д. В последнее время стало популярным
украшение офисов и банков в национальных традициях в сочетании с современным
дизайном (настенные росписи (фрески) в Палехском стиле, лаковые панно,
мозаичные картины из полудрагоценных и поделочных камней, расписанный вручную
фарфор, цветники внутри офисов, оплетенные лозой и т.д.
Национально-патриотическое движение, политика
государства и местных властей влияют на структуризацию спроса на изделия
народных промыслов. Это - особенности местного законодательства, особенности в
налоговой политике, политические приоритеты, связанные с национальными
традициями и многое другое.
Факторы, влияющие на предложение товара народных
промыслов:
- рост занятости за пределами основного места жительства
(отходничество в соответствии с сырьевыми, экономико-географическими,
религиозными и этнокультурными особенностями региона). Так, в Костромской
губернии в XIX веке целые села занимались отходничеством
по шерстобитенью, валянию валенок, рытью колодцев, рубке срубов и т. д. Во
Владимирской губернии офени-иконщики продавали иконы в разнос по всей
территории Российской Империи. Палехские фресковые живописцы уходили иногда на
несколько лет на роспись храмов.
- массовая работа по месту жительства: (иконопись,
вышивка, ювелирное дело, скорняжный промысел и др.).
- централизованный завоз сырья, например
государственная поставка золота и серебра на ювелирное предприятие села Красное
на Волге, государственная поставка сусального золота в мастерские Палеха и Холуя
и т.д. Этот фактор может увеличить экономическую прозрачность промысла и
повысить фактор стабильности производства.
- разнообразие исходных материалов
(береста, липа для иконописи и ложкарей, лоза, папье-маше, лен для вышивки,
золото, серебро, мельхиор и бронза для ювелирного производства и др.).
- индивидуальное предложение может
чрезвычайно расширить ассортиментный выбор самых разнообразных изделий народных
промыслов, вплоть до штучного, сделанного индивидуально для потребителя,
товара.
Перспективы по проблеме формирования и продвижения народных
промыслов и ремесел как сектора инновационной экономики:
*консолидация и партнерское взаимодействие
государственных и негосударственных структур, коммерческого и некоммерческого
сектора;
*развитие местного туризма и производства
сувенирной индустрии региона;
*развитие программ микрокредитования
производств;
*создание современной системы переобучения
мастеров;
* реклама самобытных фольклорных элементов,
привлекательных для туристов;
*заимствование практики
развития народных промыслов у других народов;
*продвижение товаров народных
промыслов за рубежом,
*создание туристских
кластеров в местах производства промыслов, строительство объектов размещения
для туристов.
Рекомендации по развитию народных промыслов в Белгородской
области (проект):
- укрепление и совершенствование
механизмов эффективного взаимодействия предприятий и мастеров народных
промыслов, туристских организаций, научных и педагогических кадров в развитии этнокультурного
туризма;
- расширение сети специализированных магазинов изделий НХП в туристских
центрах;
- разработка туристических маршрутов по местам бытования НХП Белогорья для
разных социально-демографических групп населения (молодежь, семьи, пенсионеры и
др.);
- расширение пропаганды истории и культуры
НХП области в СМИ;
- совершенствование качества и масштабов
подготовки экскурсоводов по этнокультурному туризму;
- развитие рекламы народного творчества
и декоративно-прикладного искусства в СМИ, социальных сетях, молодежных
электронных порталах;
- проведение фестивалей, ярмарок,
праздников мастеров НХП;
- разработка комплексной программы утверждения традиционных нравственных
ценностей старооскольцев (патриотизм, трудолюбие, коллективизм, взаимовыручка,
веротерпимость др.) на примере НХП мерами внутреннего туризма;
- в интересах стимулирования улучшения качества и расширения масштабов туризма
по центрам НХП организовать регулярный городской конкурс на звание лучшего
экскурсовода, лучшей турфирмы, лучшего предприятия НХП в этой сфере;
- создание путеводителя по НХП Белогорья.
|