Эмоциональные средства оптимизации учебного
процесса
Эмоции влияют на
нравственные качества личности растущего человека.
Несовершенство методов и приемов
эмоционального воздействия на уроках ведет к смещению личностных ценностей и происходит
внутренний отход от школы.
В процессе взаимодействия
человека с окружающим миром эмоции выполняют две функции. Они показывают, в
каком отношении предмет или явление находятся к потребностям и интересам
личности. С другой стороны, они побуждают человека к действию. Ведь «без
«человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины»
Проведенное
исследование показало, что использование музыки, поэзии, живописи, фрагментов
из художественных произведений и философских воззрений дает возможность
учащимся более широко посмотреть на действительность. Задумчивая музыка
ноктюрнов Шопена, хрустально свежая «Времен года» Чайковского и торжественная
«Времен года» Вивальди, философские токкаты и фуги Баха, Генделя, Моцарта, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова,
Шумана, Грига, Бетховена – все это арсенал великого воздействия на
эмоциональный, духовный мир подростка. Стихи Леонида Мартынова, Николая Брауна,
Сергея Заболотского, Бориса Пастернака, Эдуарда Межелайтиса, Марины Цветаевой –
это мысли, выношенные в одиночестве людьми, осмысливающими свое пребывание в
мире Земли. Философские воззрения,
изложенные в Библейских книгах, трудах Канта, Штайнера, Гумилева, восточных
философов – все это создает философский настрой урока. Картины Н.Рериха, И.
Шишкина, И. Репина, С.Дали, Рубенса, Леонардо да Винчи, Ренуара, Микельанжело –
это антология красок и мыслей, взятых в природе. Изучать окружающий мир по
картинам художников-пейзажистов можно даже лучше, чем в натуре, т.к. в пейзаже
автор как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и
опуская лишнее, случайное...
Фрагменты уроков с использованием музыки, произведений искусства, литературы
Наше
исследование подтвердило, что музыка способствует лучшему формированию
географического образа, объекта, или явления окружающей действительности,
обогащает географическое восприятие учащихся. Опыт показал, что музыкальные
произведения в зависимости от их назначения, могут применяться на любом этапе
урока: в процессе изучения нового материала, при обобщении и закреплении
изученного ранее, а также как введение в изучаемую тему. Выбор места демонстрации музыкального
фрагмента определяет характер работы с ним, различия в методике. Так, если
фрагмент используется после объяснения учителем нового материала, то музыка
служит иллюстрацией к объяснению, подкрепляет его слуховыми образами. Применяя
музыку при объяснении нового материала,
мы пользовались исследовательским методом, побуждая учащихся к самостоятельному
поиску образов в музыкальном фрагменте. В случае включения музыкального
произведения на этапе закрепления, мы
предлагаем школьникам вопросы, акцентирующие их внимание на отдельных
фрагментах. После прослушивания музыки учащиеся отвечают на поставленные
учителем вопросы.
В результате эксперимента мы пришли в выводу,
что в зависимости от характера музыкального фрагмента и от темы урока, в
которой он включен, методика работы с ним отличается некоторой спецификой. Но есть и общие требования:
1. Отбирать музыкальный
материал на урок нужно тщательно и использовать его можно только после
консультации с опытным специалистом по музыке.
2. Любое музыкальное
произведение предполагает индивидуальность восприятия. Поэтому, чтобы не
прерывать процесс восприятия и не нарушать эмоциональное состояние ученика,
учителю важно не отвлекать детей от прослушивания. Только после звучания музыки
желательно обращаться к ученикам с вопросами, уточняя, исправляя и дополняя
ответы.
3. На фоне музыкального
произведения уместно использовать произведения живописи, слайды, фотографии.
Это необходимо для того, чтобы к
слуховому образу привлечь и зрительный.
Произведения
искусства на наших уроках – это не только иллюстрации, а объекты изучения,
источники знаний. Для экспериментальных уроков мы отбирали материал с учетом их
географичности (соответствие изучаемому объекту или явлению), типичности
изображаемого, отсутствия второстепенных деталей, высокой художественности, соответствия
возрастным особенностям. В работах современных живописцев много внимания уделяется
образу России. Это произведения А.А. Рылова, В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона, И.Э.
Грабаря.
При изучении темы «Озера» (география, 7
класс), мы демонстрируем репродукции картин художника-пейзажиста И.И. Левитана.
Обращаем внимание учащихся на картину «Озеро», в которой художник выразил всю
многогранность своих эстетических переживаний: боль и тоску, радость, веру и
надежду в лучшее будущее своего народа. Показ этой картины сопровождаем музыкой
П.И. Чайковского (1-я часть Первого концерта для фортепиано с оркестром). При
изучении морей мы показываем репродукции картин знаменитого русского мариниста
И.К. Айвазовского («Волна», «Море», «Сигнал бури», «Девятый вал»). На
последующих уроках ученики увлеченно и восторженно выражают свое отношение к
увиденному, стараются передать красоту моря, настроение художника.
В
восьмом классе на уроках
географии, говоря о лесах умеренного
пояса, мы используем работы Шишкина
«Пески», «На косогоре», «Дубовая роща», «Среди долины ровные», «Сосны, освещенные солнцем». Объясняю школьникам,
что их задача – лучше рассмотреть и понять особенности разных типов лесов.
Кратко останавливаемся на творчестве Шишкина, вспоминаем, что он вырос среди
лесов и всю жизнь посвятил их изображению. Школьникам предлагается рассмотреть
картины «Пески» и «Заповедная роща» и
задаются вопросы: чем отличаются почвы на картинах? Дайте описание леса,
изображенного на картинах. Какие породы деревьев преобладают в лесах? Назовите
тип леса на картине. Эта недолгая беседа сопровождается звучанием музыки Чайковского
или Свиридова. Ученики сами приходят в выводу, что музыка для людей является
источником творческого вдохновения. Всего несколько минут урока дают всем
эмоциональное наслаждение!
Одна из форм работы –
использование на уроке вопросов, содержание которых так или иначе связано с
литературным источником.
К одному из первых уроков в
восьмом классе, где речь идет о значении карт в жизни человека, задание было
дано на лето и предложен небольшой список художественной литературы для
прочтения. Ход такого урока предсказать невозможно, но начать можно со слов Паустовского, как карта его звала на
изучение родной природы. Подростки приводят примеры о значении карт из
множества произведений: А.С. Пушкин «История Петра», «Борис Годунов», Антуан де
Сент-Экзюпири, Марк Твен. Школьники
обращают внимание, что в литературных произведениях встречается множество
мысленных карт: Ж. Верн «Таинственный остров», Р.Л. Стивенсон «Остров
сокровищ», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Обручев «Земля Санникова», Л.
Кассиль «Кондуит и Швамбрания».
Духовно-практическое
отношение к изучаемому материалу становится ведущим, а теоретическое занимает
место средства, обслуживающего духовно-практические цели.
При изучении физической географии в 6 классе
предлагаю вопросы:
Тема «Изображение
поверхности Земли на глобусе и картах».
1.Определите на карте
местоположение таинственного острова – последнего пристанища капитана Немо по
известным его координатам (35˚ ю.ш. и 150˚ з.д.).
2.Обозначьте место
кораблекрушения капитана Гранта. Его координаты 37˚ ю.ш., 153˚ в.д.).
1. С помощью каких способов
пятнадцатилетний капитан Дик Сенд мог бы определить стороны горизонта и
уточнить курс корабля, после того как португалец Негоро испортил компас? Какие причины могли
заставить засомневаться Дика Сенда в правильности
показаний компаса?
2. Как вы объясните ошибку
героя романа «Вокруг света в восемьдесят дней» Филеаса Фогга, который считал,
что совершил кругосветное путешествие за 80 дней, а оказалось – за 79?
Тема «Литосфера».
(Предлагаемые вопросы могут
быть использованы при повторении темы, а также при устном контроле знаний при
изучении внутреннего строения Земли).
Герой романа Жюля Верна
«Путешествие к центру Земли», известный по тем временам профессор-геолог
Лиденброк, полагал, что путешествие к центру Земли через кратер потухшего
вулкана возможно по следующим причинам:
а) где-то на глубине температура перестает расти, останавливается на
определенном уровне и «не поднимается до черты, после которой начинают
плавиться самые огнеупорные породы», так как если бы «внутри земного шара жар
доходил до 200 000° С, то газ, образовавшийся
от веществ, раскаленных до таких невероятных температур, взорвал бы земную
кору, как под давлением пара взрывается котел»;
б) «огненно-жидкое состояние земных недр, в том числе и ядра Земли,
немыслимо вследствие некоего фактора, еще не установленного наукой» (М.:
Правда, 1985. с.312).
Как вы прокомментируете
мнение известного профессора? Был ли он в чем-то прав или заблуждался?
Что вы знаете о состоянии
земных недр в современном представлении? Как вы думаете, что это за «некий
фактор», неизвестный почтенному профессору?
Что вы можете сказать о
реальности путешествия к центру Земли: если «да», то при каких условиях, если
«нет», то почему?
Группа вопросов по теме
«Литосфера» требует от учащихся умения размышлять, сравнивать прошлые
представления о внутреннем строении Земли с современными.
|