Четверг, 28.03.2024, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Дидактический материал

эмоциональные средства оптимизации учебного процесса

Эмоциональные средства оптимизации учебного процесса

 

Эмоции влияют на нравственные качества личности растущего человека.

 Несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия на уроках ведет к смещению личностных ценностей и происходит внутренний отход от школы.

В процессе взаимодействия человека с окружающим миром эмоции выполняют две функции. Они показывают, в каком отношении предмет или явление находятся к потребностям и интересам личности. С другой стороны, они побуждают человека к действию. Ведь «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»

Проведенное исследование показало, что использование музыки, поэзии, живописи, фрагментов из художественных произведений и философских воззрений дает возможность учащимся более широко посмотреть на действительность. Задумчивая музыка ноктюрнов Шопена, хрустально свежая «Времен года» Чайковского и торжественная «Времен года» Вивальди, философские токкаты и фуги Баха, Генделя, Моцарта, концерты  для фортепиано с оркестром Рахманинова, Шумана, Грига, Бетховена – все это арсенал великого воздействия на эмоциональный, духовный мир подростка. Стихи Леонида Мартынова, Николая Брауна, Сергея Заболотского, Бориса Пастернака, Эдуарда Межелайтиса, Марины Цветаевой – это мысли, выношенные в одиночестве людьми, осмысливающими свое пребывание в мире  Земли. Философские воззрения, изложенные в Библейских книгах, трудах Канта, Штайнера, Гумилева, восточных философов – все это создает философский настрой урока. Картины Н.Рериха, И. Шишкина, И. Репина, С.Дали, Рубенса, Леонардо да Винчи, Ренуара, Микельанжело – это антология красок и мыслей, взятых в природе. Изучать окружающий мир по картинам художников-пейзажистов можно даже лучше, чем в натуре, т.к. в пейзаже автор как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и опуская лишнее, случайное...

 

Фрагменты уроков с использованием музыки,  произведений искусства, литературы

Наше исследование подтвердило, что музыка способствует лучшему формированию географического образа, объекта, или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся. Опыт показал, что музыкальные произведения в зависимости от их назначения, могут применяться на любом этапе урока: в процессе изучения нового материала, при обобщении и закреплении изученного ранее, а также как введение в изучаемую тему.  Выбор места демонстрации музыкального фрагмента определяет характер работы с ним, различия в методике. Так, если фрагмент используется после объяснения учителем нового материала, то музыка служит иллюстрацией к объяснению, подкрепляет его слуховыми образами. Применяя музыку при  объяснении нового материала, мы пользовались исследовательским методом, побуждая учащихся к самостоятельному поиску образов в музыкальном фрагменте. В случае включения музыкального произведения на этапе  закрепления, мы предлагаем школьникам вопросы, акцентирующие их внимание на отдельных фрагментах. После прослушивания музыки учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

 В результате эксперимента мы пришли в выводу, что в зависимости от характера музыкального фрагмента и от темы урока, в которой он включен, методика работы с ним отличается некоторой спецификой.  Но есть и общие требования:

1.     Отбирать музыкальный материал на урок нужно тщательно и использовать его можно только после консультации с опытным специалистом по музыке.

2.     Любое музыкальное произведение предполагает индивидуальность восприятия. Поэтому, чтобы не прерывать процесс восприятия и не нарушать эмоциональное состояние ученика, учителю важно не отвлекать детей от прослушивания. Только после звучания музыки желательно обращаться к ученикам с вопросами, уточняя, исправляя и дополняя ответы.

3.     На фоне музыкального произведения уместно использовать произведения живописи, слайды, фотографии. Это необходимо для того,  чтобы к слуховому образу привлечь и зрительный.

Произведения искусства на наших уроках – это не только иллюстрации, а объекты изучения, источники знаний. Для экспериментальных уроков мы отбирали материал с учетом их географичности (соответствие изучаемому объекту или явлению), типичности изображаемого, отсутствия второстепенных деталей,  высокой художественности, соответствия возрастным особенностям. В работах современных живописцев много внимания уделяется образу России. Это произведения А.А. Рылова, В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря.

При изучении темы «Озера» (география, 7 класс), мы демонстрируем репродукции картин художника-пейзажиста И.И. Левитана. Обращаем внимание учащихся на картину «Озеро», в которой художник выразил всю многогранность своих эстетических переживаний: боль и тоску, радость, веру и надежду в лучшее будущее своего народа. Показ этой картины сопровождаем музыкой П.И. Чайковского (1-я часть Первого концерта для фортепиано с оркестром). При изучении морей мы показываем репродукции картин знаменитого русского мариниста И.К. Айвазовского («Волна», «Море», «Сигнал бури», «Девятый вал»). На последующих уроках ученики увлеченно и восторженно выражают свое отношение к увиденному, стараются передать красоту моря, настроение художника.

В   восьмом  классе на уроках географии, говоря  о лесах умеренного пояса, мы используем работы  Шишкина «Пески», «На косогоре», «Дубовая роща», «Среди долины ровные»,  «Сосны, освещенные солнцем». Объясняю школьникам, что их задача – лучше рассмотреть и понять особенности разных типов лесов. Кратко останавливаемся на творчестве Шишкина, вспоминаем, что он вырос среди лесов и всю жизнь посвятил их изображению. Школьникам предлагается рассмотреть картины «Пески»  и «Заповедная роща» и задаются вопросы: чем отличаются почвы на картинах? Дайте описание леса, изображенного на картинах. Какие породы деревьев преобладают в лесах? Назовите тип леса на картине. Эта недолгая беседа сопровождается звучанием музыки Чайковского или Свиридова. Ученики сами приходят в выводу, что музыка для людей является источником творческого вдохновения. Всего несколько минут урока дают всем эмоциональное наслаждение!

Одна из форм работы – использование на уроке вопросов, содержание которых так или иначе связано с литературным источником.

К одному из первых уроков в восьмом классе, где речь идет о значении карт в жизни человека, задание было дано на лето и предложен небольшой список художественной литературы для прочтения. Ход такого урока предсказать невозможно, но начать можно со  слов Паустовского, как карта его звала на изучение родной природы. Подростки приводят примеры о значении карт из множества произведений: А.С. Пушкин «История Петра», «Борис Годунов», Антуан де Сент-Экзюпири,  Марк Твен. Школьники обращают внимание, что в литературных произведениях встречается множество мысленных карт: Ж. Верн «Таинственный остров», Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Обручев «Земля Санникова», Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

Духовно-практическое отношение к изучаемому материалу становится ведущим, а теоретическое занимает место средства, обслуживающего духовно-практические цели.

 При изучении физической географии в 6 классе предлагаю вопросы:

Тема «Изображение поверхности Земли на глобусе и картах».

1.Определите на карте местоположение таинственного острова – последнего пристанища капитана Немо по известным его координатам (35˚ ю.ш. и 150˚ з.д.).

2.Обозначьте место кораблекрушения капитана Гранта. Его координаты 37˚ ю.ш., 153˚ в.д.).

1.   С помощью каких способов пятнадцатилетний капитан Дик Сенд мог бы определить стороны горизонта и уточнить курс корабля, после того как португалец Негоро  испортил компас? Какие причины могли заставить засомневаться  Дика Сенда в правильности показаний компаса?

2.   Как вы объясните ошибку героя романа «Вокруг света в восемьдесят дней» Филеаса Фогга, который считал, что совершил кругосветное путешествие за 80 дней, а оказалось – за 79?

Тема «Литосфера».

(Предлагаемые вопросы могут быть использованы при повторении темы, а также при устном контроле знаний при изучении внутреннего строения Земли).

Герой романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», известный по тем временам профессор-геолог Лиденброк, полагал, что путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана возможно по следующим причинам:  а) где-то на глубине температура перестает расти, останавливается на определенном уровне и «не поднимается до черты, после которой начинают плавиться самые огнеупорные породы», так как если бы «внутри земного шара жар доходил до 200 000° С, то газ, образовавшийся от веществ, раскаленных до таких невероятных температур, взорвал бы земную кору, как под давлением пара взрывается котел»;  б) «огненно-жидкое состояние земных недр, в том числе и ядра Земли, немыслимо вследствие некоего фактора, еще не установленного наукой» (М.: Правда, 1985. с.312).

Как вы прокомментируете мнение известного профессора? Был ли он в чем-то прав или заблуждался?

Что вы знаете о состоянии земных недр в современном представлении? Как вы думаете, что это за «некий фактор», неизвестный почтенному профессору?

Что вы можете сказать о реальности путешествия к центру Земли: если «да», то при каких условиях, если «нет», то почему?

Группа вопросов по теме «Литосфера» требует от учащихся умения размышлять, сравнивать прошлые представления о внутреннем строении Земли с современными.

 

Категория: Дидактический материал | Добавил: Galina (09.09.2013)
Просмотров: 1336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024