Телицына
Галина Викторовна, канд. пед. наук,
доцент кафедры естественнонаучных
и
математических дисциплин СОФ БелГУ
Формирование профессиональных ценностей
у выпускников современного педагогического вуза
На современном этапе развития высшей школы особую значимость
имеет культурообразующая функция образования – передача наиболее значимых
компонентов культуры студентам, осознание ими огромной роли личностно-творческой самореализации. Вместе
с тем, в ситуации небывалой новизны темпов происходящих перемен, плюрализма в
переоценке ценностей и ценностных ориентаций эта глобальная цель преобразуется
и в ней появляются принципиально новые компоненты. Их суть – социокультурный,
интеллектуальный, нравственный потенциал будущего преподавателя, учителя. В
структуре профессиональной культуры ценности и ценностные ориентации
приобретают приоритетный смысл и значение. Данное положение подтверждается
историческим опытом. В сложные переломные этапы развития общества,
характеризующиеся переосмыслением культурных традиций, проблема ценностей и
ценностных ориентаций в структуре личности становится системообразующей.
Необходимость
повышения профессиональной культуры студентов
вузов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и
специальной подготовки выпускников; сменой общеобразовательных парадигм,
включающих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к
индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному,
компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в
постоянном самосовершенствовании, саморазвитии.
Обсуждая
проблему кризиса современного российского
образования, исследователи полагают необходимым рассматривать его под
философско-антропологическим, аксиологическим, мировоззренческим углом зрения
(Материалы «Круглого стола». Философия культуры и образования: Бестужев-Лада
И.В., Л.П.Буева, В.И.Гараджа, А.А.Гусейнов, В.В.Краевский, В.А.Лекторский,
В.М.Межуев, Г.Н.Филонов, Е.И.Ярославцева и др.)
В
современной высшей школе возникает противоречие между требованиями,
предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых
социально-экономических условиях, и уровнем содержания образования,
материальным, техническим оснащением, учебно-воспитательной базой. Для разрешения этих проблем в педагогических
вузах важно повысить уровень профессионально-педагогической культуры студентов,
являющейся мерой и способом творческой самореализации личности выпускника в
разнообразных видах деятельности и общения, самостоятельного переосмысления
собственного педагогического опыта, создания педагогических новшеств, развития
личной педагогической системы, индивидуального стиля профессионального
педагогического Я.
Остановимся на проблеме
педагогических ценностей в структуре
профессиональной культуры педагога. Они объективны. В процессе обучения студент
овладевает ими, субъективирует, трансформирует. Педагогические ценности
изменяются, переоцениваются в ходе развития общества, школы, личности учителя.
Они становятся ориентирами в жизни педагога. Вплетение общечеловеческих
ценностей – добра, красоты, справедливости, долга, равенства, чести – в палитру
ценностей педагогических и овладение ими создает основу содержания
педагогического образования.
Субъективное
восприятие и присвоение учителем, студентом общечеловеческих ценностей
определяет его внутренний мир: личностные качества, определяет его
деятельность, самосознание, систему
работы.
Степень
присвоения личностью педагога ценностей структурирует вокруг личностного «ядра»
будущего учителя способы его учебной, методической, воспитательной, научной,
общественно-педагогической деятельности. Заметим, каждый студент актуализирует
лишь те преподавательские ценности, которые являются для него жизненно и
профессионально необходимы.
Известны различные подходы
к классификации ценностей. В плане организации учебно-воспитательного процесса
в вузе мы придерживаемся группы ценностей, раскрывающих вопросы гуманизации педагогического образования. Под
ценностями педагогической деятельности подразумеваем средства, которые
позволяют учителю удовлетворять
материальные, духовные и общественные потребности, цели, служащие ориентирами
его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации
потребности личности и их соответствие профессии учителя, выявляем ценности,
связанные с утверждением личности в обществе, с удовлетворением потребности в
общении, в самосовершенствовании, самовыражении, утилитарно-прагматические
ценности.
И.Ф.
Исаев выделяет разные уровни
существования педагогических ценностей, делит их на группы:
общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.
Это
идеи, представления, нормы, правила, регламентирующие воспитательную
деятельность в рамках всего общества, школы, лицея, вуза, отдельной личности
педагога.
Каждый
учитель, выстраивает ценности, раскрывающие значение и смысл своей
деятельности, способы и средства ее
осуществления, концепцию
собственной профессиональной позиции, отношение
к ученику, к другим участникам
педагогического процесса, к собственным знаниям, способностям.
В
системе высшей школы в последнее время наблюдается смена приоритетов в целях
подготовки специалиста – от вооружения его необходимыми профессиональными
знаниями и умениями до развития творческих способностей и дарований,
неординарного мышления. Данный процесс ведет к открытости, вариативности и
динамичности в содержании, формах и методах работы преподавателя в соответствии
с требованиями настоящего и перспективами на будущее. Тенденция перехода от
массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию
творческих способностей на основе самостоятельной работы создает предпосылки
для творческой самореализации личности студента. Творческая
самореализация как свободная деятельность зависит от внешних и внутренних
факторов, от степени признания личностью общественных целей; взаимосвязи
самопознания и самооценки; самодеятельности и самоутверждения; многообразия
видов педагогической культуры. Данная тенденция в учебном процессе СОФ БелГУ
находит свое практическое выражение в реализации принципов: индивидуализации,
профессиональной направленности целостного образовательного процесса, единства
научной и педагогической деятельности, социокультурной детерминации, единства
системного и личностно-деятельностного подходов,
профессионально-педагогического самосовершенствования.
Реализация
рассмотренных принципов выдвигает проблему разработки научно-практических основ
развития педагогических ценностей в
педагогике последипломного образования.
Преподаватели
вуза изучают, обобщают, распространяют
передовой педагогический опыт. Конечной цель работы видят внедрение его
в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышления участников
педагогического процесса более прогрессивным. В данной ситуации преподаватели
вуза выступают в качестве авторов,
разработчиков, исследователей, пропагандистов новых педагогических технологий,
теорий, концепций. Заметим, если раньше инновационная деятельность сводилась в
основном к применению рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она
приобретает избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным
направлением в работе кафедр становится анализ и оценка вводимых
преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной
разработки и осуществления.
В
работе по формированию ценностей у выпускников современного педагогического
вуза важное место занимают проведения семинарских занятий, основу которых
составляет поиск истины в процессе «мозгового штурма», «круглого стола»,
анализ, конструирование, прогноз конкретных педагогических ситуаций. На основе
технологии решения педагогических ситуаций проходят ролевые и ситуационные
тренинги, направленные на актуализацию
педагогических умений, развитие
педагогической интуиции, восприятие и оценку других и себя в
учебно-воспитательном процессе.
Очевидно, что система
активных форм и методов должна сочетаться с другими традиционными формами
обучения студентов, в противном случае возможен «эффект Готэрна», когда
первоначальный эффект достигается за счет новизны, необычности организации
учебного процесса, но по истечении некоторого времени одной новизны оказывается
недостаточно. Поэтому активные методы эффективны и целесообразны при богатом,
насыщенном содержании занятий.
Таким образом,
теоретический анализ проблемы формирования ценностей у выпускников вузов, опыт
ее практического решения на основе построения разноуровневой и вариативной
программы обучения, направленной на развитие активной интеллектуальной,
личностной и профессиональной позиции будущих специалистов, позволяют выделить
основные плоскости существования ценностей: горизонтальную (ценности цели,
средства, знания, отношения, качества) и вертикальную (общественные, групповые,
личностные). Выявление сферы их пересечения, уровней взаимодействия дает
возможность решения проблем педагогики высшей школы, вузов любой направленности
(научное обоснование целей, процесса и критериев качества подготовки
специалистов; технологии профессионального обучения и воспитания в высшей школе;
профессиональная деятельность преподавателя и критерии качества его работы).
|