Понедельник, 07.10.2024, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование профессиональных ценностей выпускников современного педагогического вуза

Телицына  Галина Викторовна, канд. пед. наук,

доцент кафедры естественнонаучных

 и математических дисциплин СОФ БелГУ

 

Формирование профессиональных ценностей у выпускников современного педагогического вуза

 

            На современном этапе развития высшей школы особую значимость имеет культурообразующая функция образования – передача наиболее значимых компонентов культуры студентам, осознание ими огромной роли   личностно-творческой самореализации. Вместе с тем, в ситуации небывалой новизны темпов происходящих перемен, плюрализма в переоценке ценностей и ценностных ориентаций эта глобальная цель преобразуется и в ней появляются принципиально новые компоненты. Их суть – социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал будущего преподавателя, учителя. В структуре профессиональной культуры ценности и ценностные ориентации приобретают приоритетный смысл и значение. Данное положение подтверждается историческим опытом. В сложные переломные этапы развития общества, характеризующиеся переосмыслением культурных традиций, проблема ценностей и ценностных ориентаций в структуре личности становится системообразующей.

         Необходимость повышения профессиональной культуры студентов   вузов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников; сменой общеобразовательных парадигм, включающих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии.

         Обсуждая проблему кризиса современного российского  образования, исследователи полагают необходимым рассматривать его под философско-антропологическим, аксиологическим, мировоззренческим углом зрения (Материалы «Круглого стола». Философия культуры и образования: Бестужев-Лада И.В., Л.П.Буева, В.И.Гараджа, А.А.Гусейнов, В.В.Краевский, В.А.Лекторский, В.М.Межуев, Г.Н.Филонов, Е.И.Ярославцева и др.)

         В современной высшей школе возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем содержания образования, материальным, техническим оснащением, учебно-воспитательной базой.   Для разрешения этих проблем в педагогических вузах важно повысить уровень профессионально-педагогической культуры студентов, являющейся мерой и способом творческой самореализации личности выпускника в разнообразных видах деятельности и общения, самостоятельного переосмысления собственного педагогического опыта, создания педагогических новшеств, развития личной педагогической системы, индивидуального стиля профессионального педагогического Я.

Остановимся на проблеме педагогических ценностей  в структуре профессиональной культуры педагога. Они объективны. В процессе обучения студент овладевает ими, субъективирует, трансформирует. Педагогические ценности изменяются, переоцениваются в ходе развития общества, школы, личности учителя. Они становятся ориентирами в жизни педагога. Вплетение общечеловеческих ценностей – добра, красоты, справедливости, долга, равенства, чести – в палитру ценностей педагогических и овладение ими создает основу содержания педагогического образования.

         Субъективное восприятие и присвоение учителем, студентом общечеловеческих ценностей определяет его внутренний мир: личностные качества, определяет его деятельность, самосознание,   систему работы.

         Степень присвоения личностью педагога ценностей структурирует вокруг личностного «ядра» будущего учителя способы его учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности. Заметим, каждый студент актуализирует лишь те преподавательские ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимы.   

             Известны различные подходы к классификации ценностей. В плане организации учебно-воспитательного процесса в вузе мы придерживаемся группы ценностей, раскрывающих вопросы  гуманизации педагогического образования. Под ценностями педагогической деятельности подразумеваем средства, которые позволяют  учителю удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, выявляем ценности, связанные с утверждением личности в обществе, с удовлетворением потребности в общении, в самосовершенствовании, самовыражении, утилитарно-прагматические ценности.

         И.Ф. Исаев выделяет    разные уровни существования педагогических ценностей, делит их на группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые,  индивидуально-личностные.

         Это идеи, представления, нормы, правила, регламентирующие воспитательную деятельность в рамках всего общества, школы, лицея, вуза, отдельной личности педагога.

         Каждый учитель, выстраивает ценности, раскрывающие значение и смысл своей деятельности, способы и средства ее  осуществления,  концепцию собственной профессиональной позиции, отношение  к ученику,  к другим участникам педагогического процесса, к собственным знаниям, способностям.

         В системе высшей школы в последнее время наблюдается смена приоритетов в целях подготовки специалиста – от вооружения его необходимыми профессиональными знаниями и умениями до развития творческих способностей и дарований, неординарного мышления. Данный процесс ведет к открытости, вариативности и динамичности в содержании, формах и методах работы преподавателя в соответствии с требованиями настоящего и перспективами на будущее. Тенденция перехода от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самостоятельной работы создает предпосылки для творческой         самореализации личности студента. Творческая самореализация как свободная деятельность зависит от внешних и внутренних факторов, от степени признания личностью общественных целей; взаимосвязи самопознания и самооценки; самодеятельности и самоутверждения; многообразия видов педагогической культуры. Данная тенденция в учебном процессе СОФ БелГУ находит свое практическое выражение в реализации принципов: индивидуализации, профессиональной направленности целостного образовательного процесса, единства научной и педагогической деятельности, социокультурной детерминации, единства системного и личностно-деятельностного подходов, профессионально-педагогического самосовершенствования.

         Реализация рассмотренных принципов выдвигает проблему разработки научно-практических основ развития педагогических ценностей  в педагогике последипломного образования.

         Преподаватели вуза изучают, обобщают, распространяют  передовой педагогический опыт. Конечной цель работы видят внедрение его в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышления участников педагогического процесса более прогрессивным. В данной ситуации преподаватели вуза выступают  в качестве авторов, разработчиков, исследователей, пропагандистов новых педагогических технологий, теорий, концепций. Заметим, если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к применению рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе кафедр становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и осуществления.

         В работе по формированию ценностей у выпускников современного педагогического вуза важное место занимают проведения семинарских занятий, основу которых составляет поиск истины в процессе «мозгового штурма», «круглого стола», анализ, конструирование, прогноз конкретных педагогических ситуаций. На основе технологии решения педагогических ситуаций проходят ролевые и ситуационные тренинги, направленные на  актуализацию педагогических умений, развитие  педагогической интуиции, восприятие и оценку других и себя в учебно-воспитательном процессе.

Очевидно, что система активных форм и методов должна сочетаться с другими традиционными формами обучения студентов, в противном случае возможен «эффект Готэрна», когда первоначальный эффект достигается за счет новизны, необычности организации учебного процесса, но по истечении некоторого времени одной новизны оказывается недостаточно. Поэтому активные методы эффективны и целесообразны при богатом, насыщенном содержании занятий.

Таким образом, теоретический анализ проблемы формирования ценностей у выпускников вузов, опыт ее практического решения на основе построения разноуровневой и вариативной программы обучения, направленной на развитие активной интеллектуальной, личностной и профессиональной позиции будущих специалистов, позволяют выделить основные плоскости существования ценностей: горизонтальную (ценности цели, средства, знания, отношения, качества) и вертикальную (общественные, групповые, личностные). Выявление сферы их пересечения, уровней взаимодействия дает возможность решения проблем педагогики высшей школы, вузов любой направленности (научное обоснование целей, процесса и критериев качества подготовки специалистов; технологии профессионального обучения и воспитания в высшей школе; профессиональная деятельность преподавателя и критерии качества его работы).        

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (26.04.2013)
Просмотров: 1574 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024