Формирование статистических умений распределяем на все годы обучения географии в школе.
Первый этап: 6-8-й классы – этап интегрированного изучения статистических методов с географией. Обучающиеся на данном этапе знакомятся с элементами статистических методов. В 6 классе используем метод корреляции. Пример выявления связи: высота солнца и температура воздуха, географическая широта и температура воздуха. В 7 классе – метод построения параллельных рядов (7 класс). Пример: Атмосферное давление и количество осадков по территории мира.
Второй этап (9-й класс) - этап систематизации и обобщения статистических методов. В девятом классе происходит расширение объекта изучения: к природным комплексам добавляются социальные и экономические. Роль статистических методов географии резко возрастает, поэтому предлагаем ввести предпрофильный элективный курс «Статистические методы исследований в географии». В 9 классе включаем метод аналитической группировки. Пример выявления связи: продолжительность жизни и возрастная структура населения.
Третий этап (10-11-й класс) - этап творческого применения статистических методов. На этом этапе обучающиеся самостоятельно применяют статистические методы при изучении предмета «география» и в научных исследованиях. Для контроля и оценки сформированности статистических знаний и умений применяются различные методы диагностики: устный и письменный опрос, анкетирование, Тестирование, накопление статистических данных, их анализ. Чаще всего используют показатели в преподавании: полнота усвоения содержания метода; степень усвоения умений использования метода; полнота усвоения связей и отношений данного метода с другими. На уроках географии ученики определяют относительные величины: уровни развития экономики субъектов РФ, определяют средние уровни развития экономики в экономическом районе и выявляют различия с помощью размаха вариации и коэффициента осцилляции.
В 10 классе обучающиеся знакомятся с методом оценки тесноты связи, коэффициентом Фехнера на примере возрастного состава и смертности населения; учатся построению корреляционных полей (в задачах о запасе древесины и стоимости продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности). В 11 классе в работу обучающихся включаем метод аналитического выражения связи (уровень развития химической промышленности и объем выбросов в атмосферу) [21].
Обучение статистическим методам в школе представляет сложную систему, состоящую из разных подсистем.
Для обучения статистическим методам автор использовал в практике работы несколько подходов: методологический, воздействующий на цели и процесс обучения; системный, который воздействует как на содержание, так и на процесс обучения; деятельностно-алгоритмический подход влияет на процессуальную сторону обучения; проблемный подход определяет и содержание, и процесс обучения; процессуально-ориентированный подход воздействует на проведение статистических экспериментов и исследований.
В модель системы обучения учащихся статистическим методам входят:
Факторы, влияющие на обучение: внешние и внутренние. К внешним факторам относят Государственный стандарт общего образования по географии, Концепцию профильного обучения, Базисный учебный план. Внутренние факторы: состояние образования в регионе, в школе, установка учащихся на овладение статистическими методами, статистическая подготовка учителя.
Мотивационный компонент включает практическое применение статистических методов в учебной, научной деятельности, повседневной жизни для решения проблем, познавательный интерес обучающихся. Для мотивации можно предложить учащимся выдвижение гипотез о выявляемой закономерности, с дальнейшей ее проверкой, а также применение приема удивления с помощью сравнения с известными учащимся объектами и др.
Целевой компонент системы обучения статистическим методам основан на освоении знаний о методах статистики, овладении умениями их применения для поиска, интерпретации и демонстрации географических данных; для объяснения, оценки объектов, явлений и процессов, прогнозирования их развития.
Содержательный компонент методической системы состоит из двух частей: географической и статистической [18]. Географическая часть представляет информационную базу, на которой строится использование статистических методов. Это сведения, используемые в физической географии: о рельефе, климате, гидрологии и т.д. и в экономической и социальной географии: о населении, хозяйстве, природных ресурсах и т.д.;
Информационной базой являются количественные показатели, характеризующие состояние и развитие объектов природы и общества. Их можно разделить на две группы: 1) показатели, используемые в физической географии (высота, глубина, температура, давление воздуха и др.; 2) показатели, используемые в социально-экономической географии (численность населения, объём выпускаемой продукции и т.д.).
Статистическая часть содержания построена на разделении статистической науки на две части – описательная статистика и аналитическая статистика. Обучение статистическим методам осуществляется по спирали, постепенно усложняясь с переходом на следующий этап обучения.
При анализе содержания образования выделяют знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [21].
- Знания. Для освоения статистического метода учащиеся должны освоить ряд понятий, среди которых важнейшие: статистические показатели, закономерности, совокупности, ряды распределения, группировки, статистические величины (абсолютные, относительные, средние), вариация, корреляция, регрессия, ряды динамики).
- Умения. К числу статистических умений относятся умения определять признаки описания статистических объектов, умения их обобщать, систематизировать, сравнивать, прогнозировать.
- Опыт творческой деятельности. Приобретение опыта применения статистических методов осуществляется поэтапно: ознакомление с отдельными элементами статистических методов, формирование системного представления о статистических методах и осознанное их использование в разных ситуациях. Многократное применение статистического метода в разных ситуациях (стандартных, модифицированных, новых) позволяет рассмотреть статистический метод с разных сторон, в приложении к разным объектам. Это даёт обучающимся возможность выделить принципиальные стороны статистического метода и таким образом применять его в разных ситуациях.
- Опыт эмоционально-ценностного отношения к статистической деятельности включает взгляды, убеждения, ценностные ориентации, а также мотивы деятельности, нравственные проблемы, которые находят отражение в поведении обучающихся.
В процессе статистического обобщения и анализа ученики формируют собственное отношение к изучаемому явлению, понимают смысл производимых действий. Иначе, теряется интерес к учебному процессу, обучающиеся производят операции механически, что заметно снижает эффективность обучения.
|