Среда, 24.04.2024, 03:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

формирование статистических умений школьников

Формирование статистических умений распределяем на все годы обучения географии в школе.

         Первый этап: 6-8-й классы – этап интегрированного изучения статистических методов с географией.  Обучающиеся на данном этапе знакомятся с элементами статистических методов. В 6 классе используем метод корреляции. Пример выявления связи: высота солнца и температура воздуха, географическая широта и температура воздуха. В 7 классе – метод построения параллельных рядов (7 класс). Пример: Атмосферное давление и количество осадков по территории мира.

         Второй этап (9-й класс) -  этап систематизации и обобщения статистических методов. В девятом классе происходит расширение объекта изучения: к природным комплексам добавляются социальные и экономические. Роль статистических методов географии резко возрастает, поэтому предлагаем ввести предпрофильный элективный курс «Статистические методы исследований в географии». В 9 классе  включаем метод аналитической группировки. Пример выявления связи: продолжительность жизни и возрастная структура населения.

         Третий этап (10-11-й класс) -  этап  творческого  применения статистических методов.  На этом этапе обучающиеся самостоятельно применяют статистические методы при изучении предмета «география» и в научных исследованиях. Для контроля и оценки сформированности статистических знаний и умений применяются  различные методы диагностики: устный и письменный опрос, анкетирование, Тестирование, накопление статистических данных, их анализ. Чаще всего используют показатели в преподавании: полнота усвоения содержания метода; степень усвоения умений использования метода; полнота усвоения связей и отношений данного метода с другими. На уроках географии ученики определяют относительные величины: уровни развития экономики субъектов РФ, определяют средние уровни развития экономики в экономическом районе и выявляют различия с помощью размаха вариации и коэффициента осцилляции.

         В 10 классе обучающиеся знакомятся с методом оценки тесноты связи, коэффициентом Фехнера на примере возрастного состава и смертности населения; учатся построению корреляционных полей (в задачах о запасе древесины и стоимости продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности).  В 11 классе в работу обучающихся включаем метод аналитического выражения связи (уровень развития химической промышленности и объем выбросов в атмосферу) [21].

          Обучение статистическим методам в школе представляет сложную систему, состоящую из разных подсистем.

         Для обучения статистическим методам автор использовал в практике работы несколько подходов: методологический, воздействующий на цели  и процесс обучения; системный, который воздействует как на содержание, так и на процесс обучения; деятельностно-алгоритмический подход влияет на процессуальную сторону обучения; проблемный подход определяет и содержание, и процесс обучения; процессуально-ориентированный подход воздействует на проведение статистических экспериментов и исследований.  

         В модель системы обучения учащихся статистическим методам входят:

Факторы, влияющие на обучение: внешние и внутренние. К внешним факторам относят Государственный стандарт общего образования по географии, Концепцию профильного обучения, Базисный учебный план. Внутренние факторы: состояние образования в регионе, в школе, установка учащихся на овладение статистическими методами, статистическая подготовка  учителя.

Мотивационный компонент включает практическое применение статистических методов в учебной, научной деятельности, повседневной жизни для решения проблем, познавательный интерес обучающихся. Для мотивации можно предложить учащимся выдвижение гипотез о выявляемой закономерности, с дальнейшей ее проверкой, а также применение приема удивления с помощью сравнения с известными учащимся объектами и др.

Целевой компонент системы обучения статистическим методам основан на освоении знаний о методах статистики, овладении умениями их применения для поиска, интерпретации и демонстрации географических данных; для объяснения, оценки объектов, явлений и процессов, прогнозирования их развития.

Содержательный компонент методической системы состоит из двух частей: географической и статистической [18]. Географическая часть представляет информационную базу, на которой строится использование статистических методов. Это сведения, используемые в физической географии: о рельефе, климате, гидрологии и т.д. и в экономической и социальной географии: о населении, хозяйстве, природных ресурсах и т.д.;

         Информационной базой являются количественные показатели, характеризующие состояние и развитие объектов природы и общества. Их можно разделить на две группы:  1) показатели, используемые в физической географии (высота, глубина, температура, давление воздуха и др.; 2)  показатели, используемые в социально-экономической географии (численность населения, объём выпускаемой продукции и т.д.).

         Статистическая часть содержания построена на разделении статистической науки на две части – описательная статистика и аналитическая статистика. Обучение статистическим методам осуществляется по спирали, постепенно усложняясь с переходом на следующий этап обучения.

         При анализе содержания образования выделяют знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [21].

- Знания. Для освоения статистического метода учащиеся должны освоить ряд понятий, среди которых важнейшие: статистические показатели, закономерности, совокупности, ряды распределения, группировки, статистические величины (абсолютные, относительные, средние), вариация, корреляция, регрессия, ряды динамики).

- Умения. К числу  статистических умений относятся умения определять признаки описания статистических объектов, умения их обобщать, систематизировать, сравнивать, прогнозировать.

- Опыт творческой деятельности.  Приобретение опыта применения статистических методов осуществляется поэтапно: ознакомление с отдельными элементами статистических методов, формирование системного представления о статистических методах и осознанное их использование в разных ситуациях. Многократное применение статистического метода в разных ситуациях (стандартных, модифицированных, новых) позволяет рассмотреть статистический метод с разных сторон, в приложении к разным объектам.  Это даёт обучающимся возможность выделить принципиальные стороны статистического метода и таким образом применять его в разных ситуациях.

         - Опыт эмоционально-ценностного отношения к  статистической деятельности включает взгляды, убеждения, ценностные ориентации, а также мотивы деятельности, нравственные проблемы, которые находят отражение в поведении обучающихся.

         В процессе статистического обобщения и анализа ученики формируют собственное  отношение к изучаемому явлению, понимают смысл производимых действий. Иначе, теряется интерес к учебному процессу, обучающиеся производят операции механически, что заметно снижает эффективность обучения. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (30.08.2016)
Просмотров: 1016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024