Воскресенье, 24.11.2024, 07:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД на уроках географии в условиях новых стандартов образования

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях перехода к ФГОС

 

Учитель географии Телицына Г.В.  

     Современная школа всё настойчивее выдвигает на передний план образ выпускника как человека культуры, наделённого активной жизненной позицией, с широким общим и достаточно развитым для успешной социализации коммуникативным интеллектом Человек культуры… это взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности; это высокая духовность и нравственность, интеллект и творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию.

       Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к новым образовательным стандартам требуют модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного географического образования через моделирование современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность учащихся, развивать стойкий познавательный интерес к географии, положительные мотивы к обучению.

       Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которое будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению.

          В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.

            На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляют учебные действия: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Учитель активно включает в работу приемы: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

       Каждый учебный предмет является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

           При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В  географии  ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.

    География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

 Основная задача географии - изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами.

Уникальность географии состоит в том, что она принадлежит одновременно к общественному и естественному циклу дисциплин; имеет мировоззренческое значение и особый метод познания — территориальный подход.

            Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Требования к результатам  обучения

            Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

            Метапредметные результаты обучения географии:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- поддержка способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью;

- формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

            У выпускников школы формируются умения:

-  организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление;

- ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

            Предметные результаты обучения географии:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Для реализации главной цели образования - формирования активной творческой личности учителю необходимо грамотно организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Главной целью географического образования является формирование активной творческой личности. Вклад школьной географии определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. География — единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей.

            Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства родного края, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Учитель географии выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник выступает исполнителем разных социальных ролей. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция – самосовершенствование. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

              Организация научно-исследовательской деятельности школьников проводится с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей детей и различается по уровню исполнения, содержанию целей и задач, протяжённости по времени, сложности исследования или эксперимента, но логика проведения такого вида работы остаётся одинаковой для всех. 

      К числу образовательных технологий, отражающих современное видение учебно-воспитательного процесса, относится метод проектов. Он сегодня является одним из популярнейших в мире, т.к. позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями». Применение информационных технологий на уроках  географии не только облегчает усвоение нового материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

 - формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

            Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии. Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

            Современные дети хорошо владеют компьютером. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение.  Учащиеся должны выполнять  научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

        Таким образом, сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Анкетирование учащихся показывает, что отдается предпочтение таким урокам, как путешествие, игра, урок-деловая игра, практикум, семинар, эксперимент, фантазия, пресс-конференция, зачет, смотр  знаний, интегрированный урок. УУД учащихся формируются на современном уроке. Для этого при планировании  урока  четко определяется цель, формулируются задачи, этому учатся школьники; более 50 % времени на уроке отводится на  организацию активной, самостоятельной деятельности учащихся; дети учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Работа на уроке организуется  в разных режимах: коллективном, группой, парами, индивидуально, ставятся проблемные вопросы, активизируется самостоятельный поиск ученика.

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (02.11.2014)
Просмотров: 5105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024