Четверг, 28.01.2021, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Интересные события

Убыточная самобытность

19 июня 2017 года, источник: Коммерсантъ-Огонек

Убыточная самобытность. Есть ли будущее у российских народных промыслов и традиционных искусств?

Народные художественные промыслы и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растет, число мастеров неумолимо сокращается. От печальной участи уникальную отрасль могло спасти только чудо. И оно, похоже, может случиться. Как загибалась российская самобытность и почему питерский предприниматель Антон имеет шанс остаться в памяти многих поколений народных умельцев, выяснял «Огонек».

https://retina.news.mail.ru/prev780x440/pic/a4/6d/image30046053_ef21095eb690ad15dc95938eb6abcc7e.jpg

Источник: РИА "Новости"

«С народными промыслами у нас все стабильно, — говорит председатель правления ассоциации “Народные художественные промыслы России” Геннадий Дрожжин, — стабильно плохо».

И поясняет: вот уже 25 лет наш «базис самобытной национальной культуры» (так определяет народные промыслы в своих документах Минпромторг) тихо помирает….

Трагичные нотки в словах главы ассоциации понять можно: объем производства год от года падает, численность мастеров неуклонно сокращается. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200−300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги, — на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодежь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой.

https://retina.news.mail.ru/prev780x440/pic/00/d0/image30046053_1e52f278395677a65fb2e1771751af72.jpg

Богородские резные игрушки | Источник: РИА "Новости"

«Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь», — констатируют в ассоциации. И добавляют мрачных красок в унылую картину: в прошлом году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать ее они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1 до 3 процентов, больше половины — убыточные. Руководитель одного из самых известных художественных промыслов России «Хохломская роспись» Елена Краюшкина вздыхает: «О прибыли говорить не приходится».

Что же это? Наша дымковская игрушка, палехская шкатулка, лаковые миниатюры, которые, по идее, могут кормить целые регионы, развивать сельский туризм, никому не нужны?

Ускользающая идентичность

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шел на экспорт….

Потом на смену госзаказу пришел рынок и капризная мода. То, что прежде считалось «вековым наследием» и едва ли не «душой народа», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться.

В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. «Стоимость аренды в Москве и Санкт-Петербурге непомерна, — рассказывает Елена Краюшкина, — колоссальные ставки за 1 квадратный метр. Нам такие суммы даже не снились!».

Для известных промыслов, таких как, например, хохлома, один из основных рынков сбыта — это оптовые корпоративные клиенты. Но тут уже не об искусстве речь, а о капризах клиента — фирмы заказывают подарки сотрудникам, опираясь на собственный креатив, так что на свет появляется всякая дичь: то матрешки с встроенной флешкой, то ноутбуки, расписанные «под хохлому».

Однажды даже царский трон какому-то поклоннику самодержавия делала хохломская фабрика в борьбе за окупаемость. И, что греха таить, перепрофилировала ряд мощностей для производства обычной дачной мебели — на нее спрос стабильный. Но хохломское производство — крупное, а у маленьких предприятий, выпускающих уникальную промысловую продукцию, такой возможности зарабатывать нет.

В Москве или Питере сегодня можно купить все, что угодно. Кроме… традиционных российских изделий. Ни настоящего вологодского кружева, ни палехских шкатулок не сыскать.

https://retina.news.mail.ru/prev780x440/pic/eb/cb/image30046053_d56f28039ac06b712c05884fc42e02cb.jpg

Вологодское кружево | Источник: РИА "Новости"

Китайские подделки, белорусские и украинские товары на сувенирных развалах даже в городах Золотого кольца теснят оригинального производителя.

«Многие турфирмы решают проблему обеспечения туристов сувенирами за счет дешевой привозной китайской продукции», — кручинятся в ассоциации «Народные художественные промыслы». И признаются: бороться с этим практически невозможно.

«Объем нелегальной продукции, нарушающей авторские права, в несколько раз превосходит обороты нашего предприятия, — рассказывает Елена Краюшкина.— Было несколько судов. Мы сделали контрольные закупки контрафактной продукции у разных ИП. Затем получили экспертное заключение, подтверждающее нарушения наших авторских прав, направили иск в Арбитражный суд. В процессе делопроизводства ИП зарываются, дело выходит из-под юрисдикции Арбитражного суда и передается в Мировой суд, где нарушителям присуждается штраф в 2 тысячи рублей.

И что? Да ничего: штраф оплатили, а через месяц на рынке те же нарушители открывают новые ИП и продолжают делать то же самое. Им тяжба обошлась в мизерный штраф, а мы заплатили за экспертизу, потратились на юристов… То есть нам суд стоит 150−200 тысяч, а им — 2 тысячи. И что толку в таких судебных делах?".

https://retina.news.mail.ru/prev780x440/pic/9e/8f/image30046053_202139092a886250d58e82ce501d0e62.jpg

Палехские шкатулки | Источник: РИА "Новости"

На всех не рассчитано

Государство поддерживает промыслы точечно и крохами. Впрочем, хорошо, что хоть так — во многих жизнь еле теплится только благодаря субсидиям (в этом году выделено 450 млн рублей). Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности.

Но денег отчаянно не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в Реестр народного художественного промысла Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства.

Удача капризна и улыбается не всем. Вот, например, русская мозаика — знаменитый промысел создания панно из цветного камня — уже 10 лет пытается попасть в этот реестр и все никак. Уникальное искусство существует 300 лет, его мастера украшали Исаакиевский собор еще в царские времена, а в советскую эпоху дорогие панно из уральской яшмы члены политбюро дарили иностранным гостям. Но, оказывается, для министерской комиссии, ведающей записями в реестре, этого недостаточно.

— На художественном совете у нас спрашивали, где в Приволжском регионе горы, — рассказывает о кабинетных злоключениях Наиль Бадтрединов, руководитель предприятия НХП «Артель».— Претензия была, что наш промысел не привязан к определенной деревне, как остальные. И что им ответить? Обыкновенные у нас горы. Уральские. А пояс яшмы через множество поселений проходит… В другой раз оформление документов у нас оказалось неправильное, потом выяснилось, что недостаточно традиционные мы. Вот в очередной раз подали заявку. Ждем. Надеемся….

https://retina.news.mail.ru/prev780x440/pic/a1/79/image30046053_9f2f33f3d0fc5ce3f54143389ff35cf1.jpg

Мозаика "Тайная вечеря" в Исаакиевском соборе. | Источник: РИА "Новости"

Ассоциация народных художественных промыслов давно бьется за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но все пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью.

«У нас работают 700 человек. 90 процентов ручной труд, — говорит Елена Краюшкина, — самая большая затратная часть в стоимости изделия — это зарплата и налоги на заработную плату, почти 75 процентов в объеме себестоимости — колоссальная сумма. И мы платим все налоги и страховые взносы как крупные, высокотехнологичные и автоматизированные предприятия. Это непосильное бремя для нас».

Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность.

«Те популярные промыслы, которые отказались от ручного труда, чувствуют себя лучше», — признает Дрожжин. Это, например, павловопосадские платки — некогда неповторимый узор на них теперь рисует не умелец, а печатает принтер.

   И потерянная идентичность, похоже, кураторов отрасли не смущает: Министерство промышленности и торговли поставило задачу увеличить количество предприятий народных художественных промыслов с минимальной долей ручного труда. То есть как таковые по-настоящему промысловые изделия они делать перестанут, зато будут делать дешевые. На это готовы выделять государственные деньги — закупать оборудование. Только вот спасет ли это хранителей старинных ремесел и маленькие предприятия, которые не в состоянии магазин открыть?

 

В мире действуют иначе. В Германии, например, производства, использующие ручной труд, имеют существенные налоговые льготы, они позволяют за несколько лет полностью вернуть затраты. Там значительно ниже, чем в России, стоимость аренды торговых площадей.

В Канаде действует централизованная система сбыта: мастер сдает произведенные им изделия в кооператив, который отправляет их в места продаж. Во Франции, если выпускники художественных училищ поступают на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся нa ручном художественном труде, то в течение трех лет получают доплату, обеспечивающую им заработок выше среднего в регионе.

А в Японии народные мастера и вовсе имеют статус национального достояния. И государство гарантированно выкупает изделия мастеров и их учеников для пополнения музейных и подарочных фондов, для продажи в других странах.

О печальной судьбе российских народных промыслов высокие чиновники в курсе: ассоциация «Народные художественные промыслы России» проводит ежегодные конференции, общается с Минпромторгом, забрасывает глав регионов криками о помощи. Увы….

Зато у нас, как выясняется, безотказно работает другой метод — достучаться до небес.

Слово Первого

Антон Георгиев два года назад купил обанкротившуюся фабрику «Крестецкая строчка» в селе Крестцы Новгородской области. Со всеми «родовыми проблемами» отрасли, о которых шла речь выше, столкнулся непосредственно. Уперся в главные: кому продавать крестецкое кружево и почему государство не помогает. Но ему, в отличие от коллег по цеху, крупно повезло: он оказался в числе 10 бизнесменов, которые в конце апреля встретились в Великом Новгороде с Владимиром Путиным.

Антон подробности свидания не афиширует, признается только, что доложил президенту: с промыслами у нас все стабильно плохо. Добавляет еще, что после этого все ответственные чиновники вдруг взбодрились. А дальше уже официальная хроника: через неделю стало известно, что президент дал правительству поручение разработать «план мероприятий, обеспечивающих сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел».

Поручается, в частности, продумать использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования, развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного существования народных художественных промыслов.

А главное — наметился ответ на вопрос: «Кто будет покупать?». Предлагается в рамках федеральной контрактной системы создать систему приоритетных государственных закупок изделий промыслов для пополнения музейных фондов, коллекций в образовательно-культурных учреждениях. К тому же у всех министерств, Роснефти, «Газпрома» есть подарочные фонды — они тоже будут закупать. Отчитаться о создании включающего все эти позиции плана Дмитрий Медведев должен президенту в конце августа….

Излагая все эти радужные перспективы, Антон не без гордости сообщил «Огоньку»: в подарочном фонде президента уже приняли решение приобретать работы «Крестецкой строчки». А еще фабрика Георгиева получила госзаказ от Новгородской области.

Пример Крестецкой строчки

Неужто спасение? «Если у нас будут закупать продукцию подарочные фонды, музейные коллекции будут каким-то образом восполняться элементами промыслов, это будет большим подспорьем», — говорит Елена Краюшкина. «В Советском Союзе большое количество наших произведений шло в подарочные фонды, — соглашается Наиль Бадтрединов, — если все вернется, конечно, это нам поможет».

Мастера рассчитывают, что министерства, которых касается данное президентом поручение, теперь как-то «сплотятся во имя спасения российских традиций». И грезят: Ростуризм включит предприятия промыслов в федеральный туристический маршрут; Минкульт даст указание Третьяковке и Эрмитажу закупать у них продукцию; Минобр поможет с подготовкой кадров; Минпромторг создаст сеть магазинов в крупных городах, где будут представлены все народные промыслы….

— Человек шел бы за подарком и понимал, что он идет за подарком, который произведен в России, является объектом коллекционирования, может передаваться по наследству другому поколению, — мечтают в ассоциации. Но готовы и к исполнению более скромных желаний: если ведомства все это не осилят или замотают (не построят дороги, не создадут туристическую инфраструктуру, не откроют магазины и пр.), то пусть хотя бы принудительно закупают на подарки «изделия национальной самобытной культуры».

А то как ее, нашу самобытность-то, иначе сохранить?

«Огонек» собрал промыслы, которым сейчас особенно сложно.

Богородская резьба. Московская область, поселок Богородское.

Знаменитых медведей-кузнецов и клюющих курочек можно встретить в любом крупном сувенирном магазине. Но к самой Богородской фабрике деревянной игрушки эти поделки обычно никакого отношения не имеют. Старинный народный промысел проиграл в борьбе с контрафактом.

В советское время кустарный промысел был превращен в мощное предприятие с 1300 работниками. Три года назад на нем оставалось только 30 резчиков.

Шиловская лоза. Рязанская область.

Может показаться, что лозоплетение в Шилове возрождается. В середине 1990-х в поселке снова появилась фабрика. Лозоплетению учат в поселковых детских кружках. А каждый год на центральной площади возле памятника Евпатию Коловрату (по одной из версий, он шиловский уроженец) проходит фестиваль лозоплетения «Ива-ивушка», куда съезжаются умельцы из Рязанской, Владимирской и Московской областей.

Только вот настоящая шиловская лоза вовсе не ивовая, а ежевичная. Технология ее заготовки окончательно утрачена несколько лет назад, когда умер последний старый мастер.

Рамонская художественная керамика. Воронежская область.

Мастера рамонской фабрики керамики с 60-х годов XX века сохраняли технологии традиционного гончарного производства, все изделия создавались на основе форм и орнаментов воронежской древней керамики. Благодаря этому рамонская керамика получила статус предприятия народного художественного промысла.

Сейчас фабрика закрыта, остался только цех по изготовлению цветочных горшков. Там работает 10 человек. В основном мигранты. Все, что осталось от былого величия, — частный музей керамики.

Елецкое кружево. Липецкая область, город Елец.

Кружева в Ельце плели с начала XIX века. Этим в основном занимались жены и дочери богатых купцов. В советское время 5 тысяч кружевниц трудились на фабрике.

Сейчас осталось меньше 50 мастериц. Чтобы найти елецкие кружева, нужно постараться. Их продают в основном на выставках в Москве. Отдельных магазинов, где можно было бы найти знаменитые платки и скатерти, нет.

Вологодская финифть. Вологда.

Сложная техника сочетания эмали и металла существует в Вологде 400 лет. На Руси эмали ценились не меньше золота и серебра. Вологодские изделия сравнивали с драгоценными камнями и самоцветами. Эмалевые краски не тускнеют со временем. Сейчас древнюю традицию в Вологде сохраняет только 13 человек в одной творческой мастерской.                                           Наталия Нехлебова

Категория: Интересные события | Добавил: Galina (19.06.2017)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021