Суббота, 23.11.2024, 11:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методические особенности преподавания страноведения в школьной географии

Методические особенности преподавания страноведения в школьной географии

Телицына Галина Викторовна,
учитель географии МБОУ

«СОШ №34с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол

 

            Методологической основой современной методики географии является теория развивающего обучения, разработанная психологом Л.С. Выготским и его учениками. Процесс обучения в современной школе можно рассматривать как сложную систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.

         Процесс обучения географии имеет ряд особенностей, основываясь на  предмете, проблеме, содержании и методах исследования географической науки. Специфика географии как школьного предмета связана с тем, что, во-первых, в основе её изучения лежит географическая карта, позволяющая успешно формировать у школьников пространственное мышление; во-вторых, исследуемые объекты и процессы имеют высокий уровень организации и системное строение; в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления и т.д.

         По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. В качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

         Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.

         Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:

1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.

2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

         Содержание географического образования соотносится с такими проблемами, как охрана природы, биоразнообразие, здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. И в этом плане содержание школьной географии является подлинно междисциплинарным и системным.

         Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого создаются новые комплексно-страноведческие курсы по учебной дисциплине, в которых особое внимание уделяется страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

         Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предполагает следующую логику построения предмета: землеведение - страноведение - география России (отечествоведение) - география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний.

         Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации.

         В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии ставится человек, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов. Ведущие методисты считают, что выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

         Школьное географическое страноведение на протяжении длительного времени занимало важное место в русской и советской учебной географии. В исследовании Н.Н. Баранского подробно анализируются страноведческие учебники Г.И. Иванова, Э. Лесгафта и др. Сам Н.Н. Баранский в основу первого советского учебника по экономической географии положил регионально-страноведческий принцип, рассмотрев по областям Госплана всю триаду: природу, население и хозяйство. Тот же принцип лежал в основе хорошо известных учебников Г.И. Иванова и А.С. Доброва по географии частей света и С.В. Чефранова по географии CСCР, написанных после постановления от 15 мая 1934 г. о преподавании географии в школе, а также более поздних учебников П.Н. Счастнева и П.Г. Терехова, К.Ф. Строева. Эти страноведческие курсы сочетались с отдельными курсами физической и экономической географии.

         Теоретическим фундаментом для развития современного учебного страноведения на новом уровне может послужить книга Я.Г. Машбица. Выделяя три основных класса страноведения (физико-географическое, общественно-географическое и комплексное), автор показывает преимущества комплексного страноведения, обеспечивающего своего рода «высший синтез» всех географических знаний. Такой подход вовсе не умаляет значения физической и экономической географии и полностью соответствует высказыванию Н.Н. Баранского о том, что страноведение выдвигается им не взамен физической и экономической географии, а в дополнение к ним.

         Комплексное родиноведение и зарубежное страноведение полностью «очеловечены» и стремятся ответить на главный вопрос: как живут люди в различной природной, историко-культурной и хозяйственной среде.

         Страноведческий курс географии «Страны мира» предназначен для учащихся 10-11-х классов. В основе данного направления лежит концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования, рассматривающая курс школьной географии на основе комплексного страноведения. Необходимость введения преподаваемого курса вызвана изменениями в обществе: с политической карты мира ушла социалистическая система, идеология; открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, все больший вес в обществе приобретают деловые поездки и встречи с интересными людьми. Многообразие жизни на Земле (природы, народов и их хозяйственная деятельность) можно познать через изучение страноведческого курса. Современное комплексное страноведение выступает по утверждению Я.Г. Машбица в качестве интеграции содержания физической и социально-экономической географии в единый страноведческий курс, создает фундамент целостной географии. Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, поможет обучающимся в наибольшей степени понять причины разнообразия природы стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят учащимся видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. У старшеклассников психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, усиление способностей рассуждать на основе общих знаний, стремление к познанию, расширение области интересов. Страноведческий подход к построению содержания курса позволяет расширить историко- географическую основу знаний, знакомит школьников с изменениями политической карты, особенностями практики природопользования в различных регионах мира, с решением мировых проблем.

Страноведческий курс завершает изучение всей географии и предполагает:

- повторение ранее изученного материала;

- систематизация географических знаний;

- развитие познавательного интереса к общепланетарным процессам, явлениям;

- овладение системой географических знаний за полный курс;

- формирование пространственного представления о природных, социальных и экономических системах;

- умение выполнять операции на мыслительную деятельность.

         Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7 - 10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.). Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познавать мир.

         При изучении курса страноведения перед учащимися ставятся следующие задачи:

- систематизировать знания за весь курс географии;

- рассмотреть важнейшую роль международных организаций во внешнеэкономических связях Всемирного хозяйства;

- сформировать взгляд на современную политическую карту мира, как динамично развивающуюся картину мира;

- формировать пространственное мировоззрение;

- познакомиться с наиболее интересными странами мира;

- уметь давать характеристику страны в соответствии с планом;

- утверждение определенных взглядов на мир, планету, человечество.

         Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения является удовлетворение познавательного интереса по географии с использованием компьютера.

         На уроках географии страноведческого направления используются игры-путешествия, когда школьники становятся на какое-то время "экипажем" корабля, научными сотрудниками. Разрабатываются задания игрового характера, которые помогают школьникам самостоятельно изучать новое содержание темы. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля, другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Описание игр.

1. Назови объект.

У доски два человека. Один стоит у карты, другой в 3-4 метрах от нее (чтобы ему не были видны надписи на карте). Первый ученик показывает объект, не называя его, второй отчетливо произносит его название, остальные учащиеся должны дать географическую характеристику этому объекту.

2. По следам великих путешественников.

К этой игре участники готовятся заранее - изучают маршруты путешествий, биографии путешественников. Список путешественников заранее обговаривается. Во время игры ребята получают флажки с булавками. Этими флажками нужно проложить путь одного из путешественников на карте полушарий. Прокладывая маршрут путешествия, играющий должен коротко рассказать о нем.

3. Природные зоны земного шара.

Для проведения игры готовятся рисунки с характерными пейзажами и рисунки животных. Рисунки без надписей, но с соответствующими номерами в правом нижнем углу.

         Используется карта "Физическая карта полушарий" и карта "Природные зоны земного шара". Суть игры заключается в том, чтобы ученик из нескольких десяток открыток и рисунков сумел правильно отобрать представителей фауны и флоры какой-нибудь природной зоны, показал на карте место обитания и объяснил, почему. Весь класс с большим вниманием слушает отвечающего, а затем учащиеся высказывают свои замечания и вносят дополнение. Игра проводится в 7-8 классах.

         Таким образом, комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Этот курс помогает обучающимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволяют школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

 

 

Литература

1. Баранский, Н.Н. Научные принципы географии / Н.Н. Баранский. - М. Мысль, 2000.

2. Баранский, Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934) / Н.Н. Баранский. - М. Географгиз, 1998.

3. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990.

4. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2002.

5. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2002.

6. Максаковский, В.П. Страноведение и школьная география //Вопросы географии. Вып. 116. М., Мысль, 2001.

7. Машбиц, Я.Г. Основы страноведения / Я.Г. Машбиц. - М.: Просвещение, 2003.

8. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 2003.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (09.12.2014)
Просмотров: 3036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024