Информационные технологии в условиях
обновления школьного географического образования
Телицына
Г. В.
Современная социально-экономическая ситуация в мире
характеризуется внедрением новых средств и технологий не только в важнейшие
отрасли промышленного производства, но и в отличающуюся своей консервативностью
область образования. Сегодня явно выражено противоречие между новыми задачами,
стоящими перед образовательной средой, и возможностями традиционных средств
обучения с устаревшими во многом формами и методиками преподавания.
Практическая сложность данной ситуации в том, что эффективность применения
новых средств обучения тесным образом связана с возможностями и квалификацией
педагога, его способностью эти новые средства обучения использовать. В процессе
обновления образования в школе вводятся новые учебно-методические комплекты:
методические пособия, рабочие тетради, задачники и сборники упражнений,
дидактические материалы для контроля качества усвоения знаний. Создаются новые
цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
Мультимедиа
содержат колоссальные возможности: повышают
эффективность обучения за счет нового качества иллюстраций, интерактива,
анимации, системы самоконтроля и взаимоконтроля качества знаний. Но практика
обучения показывает, что попытки использовать цифровые образовательные ресурсы
вместе с традиционными УМК не дают нужных результатов. Электронные приложения к
учебникам увеличивают количество компонентов учебно-методического комплекта
(иногда до 8), усложняют методику и снижают эффективность их комплексного
использования на уроках. Сегодня учителя-естественники отдают предпочтение
учебнику-навигатору, выпущенному в издательстве «Дрофа», в котором отсутствует
многокомпонентный УМК и соединены
традиционные и инновационные подходы в создании нового продукта. Часть
содержания и методического обеспечения
отправлена на диск. Таким образом, авторы новых учебников в электронную
часть перевели содержание, которое более эффективно усваивается учащимися
именно при использовании возможностей мультимедиа.
Главной задачей фундаментальной географии сегодня
является обеспечение обучающихся основными базовыми понятиями в системе
«информация – алгоритм - персональный компьютер», формирование навыков работы
с информационно-коммуникационными технологиями, обучение грамотно
использовать разнообразные носители информации. Выделим основные формы
работы с ИКТ на уроках географии: непосредственное применение их
в учебном процессе для организации самостоятельной работы, для обеспечения познавательного досуга.
Педагогическая практика доказывает, что использование одного
из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение
всех направлений в комплексе.
В учебных кабинетах нашей школы есть все условия для
проведения современного урока с применением информационных технологий: компьютеры,
выход в Интернет, локальная сеть, мультимедийные доски. На уроках есть
возможность при изучении фундаментальных наук использовать схемы, таблицы,
графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, интерактивные карты (атласы),
СD-диски (тематические и музыкальные),
видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов
и проектов.
Несомненным прогрессом педагогической практики
географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных
электронных учебников по всем курсам географии (с 6 по 10 класс)
(разработчик 1С). CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»
содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые
помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся
в виртуальный дневник, где отслеживается динамика успеваемости. Диски
серии «Электронные уроки и тесты. География в школе» помогают при подготовке к урокам и содержат
интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих
работ учащимися.
Психологи утверждают, что интерактивные компьютерные
программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую,
физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры
способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие
системы анализируют качество знаний. Таким образом, применение мультимедиа
средств и технологий позволяет построить такую схему обучения,
в которой разумное сочетание традиционных и инновационных форм организации
учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы
знаний. Мультимедиа курсы являются перспективным дидактическим средством,
которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность
учебного процесса. Основными условиями процесса преподавания фундаментальных наук являются: учет
индивидуальных особенностей обучающегося, уровня его компетенции
и мотивации, соответствие образовательных потребностей и целей
обучения. Использование медиаучебников позволяет учителю дифференцированно
подходить к оценке умений и навыков учащихся разных способностей
и уровней обученности.
Используемые образовательные программы имеют в своем
составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке
видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы.
Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана,
разрушительного цунами, зарождающегося циклона и т. д. Очевидными
для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы,
наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно
представить.
На уроке закрепления целесообразным является
использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения
изученного материала. Преимущество данных программ заключается в том, что
ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться
к заданию. В любом случае он работает в темпе, соответствующем своим природным задаткам. Ребёнок не боится отстать от
одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае
процесс соревнования отсутствует. На уроках-практикумах учащиеся
совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы
и т. д.
В своей практике преподавания географии активно
использую технологии проектов по темам: «Суша в океане», «Альтернативные
источники энергии», «Проблемы Байкала», деловые игры (темы: «Хозяйство
Зарубежной Европы», «Мировое сельское хозяйство», «Природные ресурсы мира»,
«Урбанизация», «Япония»); уроки с электронным дидактическим материалом
(«Географические координаты», «Состав атмосферы»). На уроках создаём с учениками
компьютерные презентации: («Природные зоны мира», «Народы и страны Африки»,
«Землетрясения. Вулканы. Гейзеры», «Органический
мир Австралии. Австралийский союз», «Хозяйство Уральского экономического
района», «Государства - карлики
Европы»), активно использую
тестовые и игровые технологии
(«Страны мира», «Природные зоны Африки»). Старшеклассники с интересом выполняют
творческие работы с помощью информационно-коммуникационных технологий,
разрабатывают собственные электронные ресурсы: «Экскурсионные маршруты по
заповеднику «Ямская степь», родникам Приосколья» (маршруты подготовлены силами
учащихся 8 классов при изучении темы «Природные комплексы Русской равнины»), по
крупнейшим предприятиям города: ОЭМК, цементный завод, ОЗММ и др. (9 класс при
изучении промышленности Черноземья).
Устойчивый
интерес к урокам географии объясняется следующими причинами. Работа над презентацией
в программе Power Point
привлекательна по форме деятельности, создаётся возможность использовать
широкое информационное поле, в том числе и Интернет, используется
публичность защиты, открытость результатов повышает ответственность
за проделанную работу и повышает самооценку обучающихся. Создание
презентации предполагает использование дизайна, что связано
с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся
компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания
и умения на практике, используя их в другой области знаний.
Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание одноклассников,
реализовать свое «Я», создаёт ситуацию успеха, способствует саморазвитию,
самосовершенствованию школьников.
Для последующего создания банка авторских
информационных электронных ресурсов ученики производят фото и видео съёмки,
например: «Урбанизация в России» (9 класс, для последующего использования при
изучении темы «Население Белгородской
области»). Сами создают сайты, посвященные отраслям промышленности России: (9
класс, темы «АПК», «Металлургия», «Машиностроение», «Межотраслевые комплексы
России»). Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том,
что качественно изменяется отношение обучающихся к географии, как учебному
предмету, повышается познавательная активность, значительно улучшается
восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Интересно проходят уроки с использованием
Интернет-ресурсов, когда ученики выходят непосредственно в сеть.
В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география
мира». Ученики знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран
мира. При помощи Интернета они получают более полную и свежую информацию
о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы
по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических
и социальных процессов.
Эффективность
использования инновационных технологий обучения можно оценить с помощью
нескольких показателей: результаты учащихся в предметных олимпиадах,
конкурсах, научно-исследовательских конференциях; стабильность показателей
обученности по предмету; выбор географии в качестве выпускного
экзамена.
Практика подтверждает, что применение информационных
технологий расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации
и организует поисковую деятельность учащихся, индивидуализирует
и дифференцирует познавательный процесс, создает эмоциональное отношение
к учебной информации. Существенной особенностью работы с ЭВМ
являются большие возможности конструирования нового, быстрого представления
своего результата на экране, легкость в исправлении ошибки,
индивидуальность выполнения снимает боязнь выступления перед аудиторией.
Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности
обучающихся на уроках географии сегодня находится в прямой
зависимости от использования инновационных технологий в преподавании
всех фундаментальных наук в школе и вузах. Соединение географического
образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать
аналитическую деятельность на уроке, углубить демократизацию методики
преподавания, раскрепостить творческие возможности учителя и учеников.
Прихожу к выводу: внедрение компьютерных технологий
индивидуализирует обучение, позволяет развивать активные формы работы.
Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал,
усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности
самостоятельно приобретать необходимые знания. Компьютеры во многом способны
решать те же методические задачи, что и традиционные технические
средства обучения, но делается это на более мощной, совершенной
и быстродействующей технике. Новые информационные технологии обучения
позволяют выйти за рамки учебной аудитории, сделать видимым то, что
невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.
В перспективе преподавания фундаментальных наук ставлю
перед собой задачу использовать в
учебном процессе технологии виртуального окружения: системы визуализации сверхбольших
объемов пространственной и пространственно-временной информации с
использованием технологий виртуальной реальности. На основе сотрудничества с
географическим факультетом МГПУ планируем внедрить систему виртуального
повествования (Story Telling) – современного метода виртуального интерактивного
обучения. Данная система позволяет кардинально изменить качество учебного
процесса, даёт возможность изучать невоспроизводимые, трудно воспроизводимые в
реальных условиях или потенциально опасные и сложные ситуации и сценарии.
Обучающиеся выступят на уроке в качестве наблюдателя, режиссера или участника
«действующего лица» интерактивной истории. Виртуальное повествование обеспечит
психологический эффект «погружения», т.е. адаптации в условном «игровом»
пространстве, благодаря высокому качеству визуализации, стереоскопии,
интерактивности и реалистичного поведения виртуальных персонажей.
Пользователь начинает «жить» в виртуальном мире,
переносить свои подсознательные механизмы и стереотипы поведения в виртуальную
среду, одновременно адаптируя их к новой реальности. В фундаментальной
географии системе виртуального повествования трудно найти альтернативу, так как
в изучение включаются большие объемы геопространственной информации, сложные
природно-территориальные комплексы, глобальные проблемы человечества. Возможность
естественного перемещения по виртуальному миру, интуитивного взаимодействия с
виртуальными объектами и персонажами придаст учебному процессу новое качество,
позволит повысить эффективность учебного процесса.
|