Суббота, 23.01.2021, 03:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

обновление географического образования

Информационные технологии в условиях обновления школьного географического образования

Телицына Г. В.

 

Современная социально-экономическая ситуация в мире характеризуется внедрением новых средств и технологий не только в важнейшие отрасли промышленного производства, но и в отличающуюся своей консервативностью область образования. Сегодня явно выражено противоречие между новыми задачами, стоящими перед образовательной средой, и возможностями традиционных средств обучения с устаревшими во многом формами и методиками преподавания. Практическая сложность данной ситуации в том, что эффективность применения новых средств обучения тесным образом связана с возможностями и квалификацией педагога, его способностью эти новые средства обучения использовать. В процессе обновления образования в школе вводятся новые учебно-методические комплекты: методические пособия, рабочие тетради, задачники и сборники упражнений, дидактические материалы для контроля качества усвоения знаний. Создаются новые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

 Мультимедиа содержат колоссальные возможности: повышают  эффективность обучения за счет нового качества иллюстраций, интерактива, анимации, системы самоконтроля и взаимоконтроля качества знаний. Но практика обучения показывает, что попытки использовать цифровые образовательные ресурсы вместе с традиционными УМК не дают нужных результатов. Электронные приложения к учебникам увеличивают количество компонентов учебно-методического комплекта (иногда до 8), усложняют методику и снижают эффективность их комплексного использования на уроках. Сегодня учителя-естественники отдают предпочтение учебнику-навигатору, выпущенному в издательстве «Дрофа», в котором отсутствует многокомпонентный УМК и  соединены традиционные и инновационные подходы в создании нового продукта. Часть содержания и методического обеспечения  отправлена на диск. Таким образом, авторы новых учебников в электронную часть перевели содержание, которое более эффективно усваивается учащимися именно при использовании возможностей мультимедиа.

Главной задачей фундаментальной географии сегодня является обеспечение обучающихся основными базовыми понятиями в системе «информация – алгоритм - персональный компьютер», формирование навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями, обучение грамотно использовать  разнообразные носители информации. Выделим основные формы работы с ИКТ на уроках географии: непосредственное применение их в учебном процессе для организации самостоятельной работы,  для обеспечения познавательного досуга. Педагогическая практика доказывает, что использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе.

В учебных кабинетах нашей школы есть все условия для проведения современного урока с применением информационных технологий: компьютеры, выход в Интернет, локальная сеть, мультимедийные доски. На уроках есть возможность при изучении фундаментальных наук использовать схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, интерактивные карты (атласы), СD-диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников по всем курсам географии (с  6 по 10  класс) (разработчик 1С). CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся в виртуальный дневник, где отслеживается динамика успеваемости. Диски серии «Электронные уроки и тесты. География в школе» помогают  при подготовке к урокам и содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащимися.

Психологи утверждают, что интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Таким образом, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание традиционных и инновационных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и  усвоении системы знаний. Мультимедиа курсы являются перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Основными условиями процесса преподавания  фундаментальных наук являются: учет индивидуальных особенностей обучающегося, уровня его компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей и  целей обучения. Использование медиаучебников позволяет учителю дифференцированно подходить к  оценке умений и  навыков учащихся разных способностей и уровней обученности.

Используемые образовательные программы имеют в  своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и  тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить.

На уроке закрепления целесообразным является использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В любом случае он работает в темпе, соответствующем своим  природным задаткам.  Ребёнок не боится отстать от одноклассников или ответить хуже  их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы и т. д.

В своей практике преподавания географии активно использую технологии проектов по темам: «Суша в океане», «Альтернативные источники энергии», «Проблемы Байкала», деловые игры (темы: «Хозяйство Зарубежной Европы», «Мировое сельское хозяйство», «Природные ресурсы мира», «Урбанизация», «Япония»); уроки с электронным дидактическим материалом («Географические координаты», «Состав атмосферы»). На уроках создаём с учениками компьютерные презентации: («Природные зоны мира», «Народы и страны Африки», «Землетрясения. Вулканы. Гейзеры»,  «Органический мир Австралии. Австралийский союз», «Хозяйство Уральского экономического района», «Государства -  карлики Европы»), активно использую  тестовые  и игровые технологии («Страны мира», «Природные зоны Африки»). Старшеклассники с интересом  выполняют  творческие работы с помощью информационно-коммуникационных технологий, разрабатывают собственные электронные ресурсы: «Экскурсионные маршруты по заповеднику «Ямская степь», родникам Приосколья» (маршруты подготовлены силами учащихся 8 классов при изучении темы «Природные комплексы Русской равнины»), по крупнейшим предприятиям города: ОЭМК, цементный завод, ОЗММ и др. (9 класс при изучении промышленности Черноземья).

         Устойчивый интерес к урокам географии объясняется следующими причинами. Работа над презентацией в программе Power Point  привлекательна по форме деятельности, создаётся возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и  Интернет, используется публичность защиты, открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу и  повышает самооценку обучающихся. Создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание одноклассников, реализо­вать свое «Я», создаёт ситуацию успеха, способствует саморазвитию, самосовершенствованию школьников.

Для последующего создания банка авторских информационных электронных ресурсов ученики производят фото и видео съёмки, например: «Урбанизация в России» (9 класс, для последующего использования при изучении  темы «Население Белгородской области»). Сами создают сайты, посвященные отраслям промышленности России: (9 класс, темы «АПК», «Металлургия», «Машиностроение», «Межотраслевые комплексы России»). Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение обучающихся к  географии, как учебному предмету, повышается познавательная активность, значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Интересно проходят уроки с использованием Интернет-ресурсов, когда ученики выходят непосредственно в  сеть. В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При помощи Интернета они получают более полную и свежую информацию о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов.

 Эффективность использования инновационных технологий обучения можно оценить с помощью нескольких показателей: результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях; стабильность показателей обученности по предмету; выбор географии в качестве выпускного экзамена.

Практика подтверждает, что применение информационных технологий расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и  организует поисковую деятельность учащихся, индивидуализирует и дифференцирует познавательный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Существенной особенностью рабо­ты с ЭВМ являются большие возможности конструирования нового, быстрого представления своего результата на экране, легкость в исправлении ошибки, индивидуальность выполнения снимает боязнь выступления перед аудиторией. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на  уроках географии сегодня находится в  прямой зависимости от  использования инновационных технологий в  преподавании всех фундаментальных наук в школе и вузах. Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность на уроке, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учителя и учеников.

Прихожу к выводу: внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания. Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения, но делается это на более мощной, совершенной и быстродей­ствующей технике. Новые информационные технологии обучения позволяют выйти за  рамки учебной аудитории, сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

В перспективе преподавания фундаментальных наук ставлю перед собой задачу использовать в учебном процессе технологии виртуального окружения:  системы визуализации сверхбольших объемов пространственной и пространственно-временной информации с использованием технологий виртуальной реальности. На основе сотрудничества с географическим факультетом МГПУ планируем внедрить систему виртуального повествования (Story Telling) – современного метода виртуального интерактивного обучения. Данная система позволяет кардинально изменить качество учебного процесса, даёт возможность изучать невоспроизводимые, трудно воспроизводимые в реальных условиях или потенциально опасные и сложные ситуации и сценарии. Обучающиеся выступят на уроке в качестве наблюдателя, режиссера или участника «действующего лица» интерактивной истории. Виртуальное повествование обеспечит психологический эффект «погружения», т.е. адаптации в условном «игровом» пространстве, благодаря высокому качеству визуализации, стереоскопии, интерактивности и реалистичного поведения виртуальных персонажей.

Пользователь начинает «жить» в виртуальном мире, переносить свои подсознательные механизмы и стереотипы поведения в виртуальную среду, одновременно адаптируя их к новой реальности. В фундаментальной географии системе виртуального повествования трудно найти альтернативу, так как в изучение включаются большие объемы геопространственной информации, сложные природно-территориальные  комплексы,  глобальные проблемы человечества. Возможность естественного перемещения по виртуальному миру, интуитивного взаимодействия с виртуальными объектами и персонажами придаст учебному процессу новое качество, позволит повысить эффективность учебного процесса.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (10.03.2013)
Просмотров: 910 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021