Основные тенденции развития образования в
России и предпосылки для перехода к
ценностно ориентированному
образованию
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре
составляющих принципа образования: «научиться
жить вместе; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться
жить».
Сказанное в докладе Международной
комиссии имеет самое непосредственное отношение и к постановке отечественного
образования на грани двух веков и тысячелетий. Ведущие отечественные
специалисты в сфере образования следующим образом видят её ближайшие
перспективы; «Школа XXI века потребует радикальных изменений, позволяющих учащимся
адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя
в личной и семейной жизни, в будущей
профессиональной деятельности. Основной тенденцией изменения приоритетных целей образования является
постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его
внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества.
Всестороннее развитие человека является глобальной целью образования. В сложившейся сегодня
школе образование практически осуществляется как трансляция индивиду
культурно-исторических ценностей, норм и традиций, как передача ему готового
содержания образования. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и
технологиях образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся,
невостребованности из творческого потенциала и, как следствие, лишь к
механистическому усвоению отдельных элементов опыта прошлых поколений.
Решение данной проблемы видится исследователями в переходе от образования как
«передачи учащемуся знаний» к продуктивному образованию, когда приращение знаний
учащегося происходит в процессе создания им собственных образовательных
продуктов – гипотез, исследований, сочинений, правил и т.п. Важной становится
необходимость изменить приоритеты в учебном процессе, перейти от обучения предметно ориентированного,
основная цель которого передача содержания данной предметной области, к
обучению, ориентированному на развитие учащегося, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления и общеучебных умений. Это относится
не только к преподаванию, но и к системе контроля, которая кроме
общепознавательных, общеучебных и частнопредметных знаний должна включать в
себя способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к
людям, к себе» (Ю.И. Дик, А.В.
Хуторской).
В приведенной довольно обширной цитате
фактически намечается переход всей образовательной системы России с позиций
технократического подхода, господствующего в XX в. не только в отечественном образовании, на позиции
похода гуманистического и, таким образом, указывается ориентир, к которому
следует стремиться.
Мир, окружающий современного человека,
чрезвычайно сложен и многообразен.
Снежным комом увеличивается число региональных проблем – политических,
экологических, экономических, социальных. Какая наука поможет человеку разобраться
во всем этом многоликом окружении? Нет одной такой науки. К сожалению,
приходится согласиться с тем, что наши знания о мире фрагментарны, а это
нередко приводит к непониманию между народами. Главной задачей сегодняшнего дня
является переход к новому, реалистичному мышлению в международных вопросах.
В связи с этим, очевидно, что мировоззренческие функции естественных наук,
в том числе географии, весьма велики. Наряду с историей и литературой
география расширяет общий кругозор человека, помогает ему разобраться в
региональной и глобальной проблематике, воспитывает его в духе гуманизма и
патриотизма. Мировоззренческий потенциал
географии велик потому, что она располагается на стыке естественных и
общественных наук, взаимодействие которых оказывает большое влияние на знание,
культуру, политику. Теорию взаимодействия общества и природы географы
рассматривают как основу для решения
экологических проблем, справедливо полагая, что гармонизация отношений между
человеком и окружающей средой является
делом всего мирового сообщества. Без миролюбивых устремлений выполнить эту
глобальную задачу человечеству
невозможно. Современные географы активно
выступают за гуманистический характер геополитики, экологизации науки.
Экология, социальный прогресс, политика – эти понятия сейчас сблизились
География
связана тесными узами с культурой,
наукой, техникой. Так, расцвет античной культуры совпал с достижениями в
развитии географической мысли. Гений
М.В. Ломоносова позволил ему одновременно быть и выдающимся
ученым, в частности географом, и крупным поэтом, и живописцем. Конец XIX века, отмеченный успехами естественных наук, был и
периодом блестящего развития литературы, живописи.
Революционный демократ Д.И. Писарев в одиночной камере Петропавловской крепости
написал свои знаменитые «Очерки по истории труда», где привел оригинальные
соображения по поводу географической среды и роли труда в её формировании.
Таких примеров множество.
Многие писатели не были чужды географии. Вспомним четкие характеристики погоды у А.С. Пушкина: «Но наше северное лето, //Карикатура южных
зим»; «В тот год осенняя погода //
Стояла долго на дворе, // Зимы ждала, ждала природа, // Снег выпал только в
январе // На третье в ночь…» («Евгений Онегин»). И.А. Гончаров, совершив кругосветное плавание на фрегате
«Паллада», отразил его в одноименном произведении. Из советских прозаиков ближе
всех к естествознанию стояли М.М. Пришвин и К.Г. Паустовский. У Пришвина есть великолепные
романтические описания природы Уссурийского края («Жень-шень»), Севера («В краю непуганых птиц»),
Подмосковья. А его фенологическое путешествие вслед за наступающей весной
(«Неодетая весна») имеет и научное значение. Паустовского по праву можно
назвать и знатоком, и певцом природы.
Отдельно следует сказать о В.К.Арсеньеве (1872-1930) –
путешественнике, этнографе, писателе. Он совершил экспедиции в Южное Приморье,
в горы Сихотэ-Алинь, на Камчатку и Командорские острова. Кроме научных трудов
Арсеньев создал художественно-географические произведения «По Уссурийскому краю»,
«Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня». Именем ученого и писателя названы город
в Приморском крае, вулкан и река на Курильских островах. Очень много для
пропаганды географических знаний делает ученый и писатель Ю.К. Ефремов.
Велики
воспитательные функции географии. Среди географов-путешественников было
немало замечательных людей, пользовавшихся большой популярностью в мире. Это
Н.Н. Миклухо-Маклай, сумевший войти в духовный мир туземцев
племени Папуа и навсегда остаться их другом и защитником. Светлой и яркой представляются личности географов и
сторонников революции Ж. Реклю, П.Н. Кропоткина.
К числу самых популярных людей начала XX века принадлежал Ф. Нансен
(1867-1930) – норвежский исследователь и океанограф. Отважный путешественник,
совершивший ряд экспедиций в Полярный бассейн и ученый, изучивший морские
течения, он был активным общественным деятелем. Ф. Нансен выполнял в первую мировую войну функции
миротворца и был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году.
Яркие образцы мужества показывали советские
полярники: И.Д. Папанин (возглавлявший первую советскую дрейфующую
станцию), М.М. Сомов (вторую), А.Ф. Трешников
(третью и тринадцатую) и другие.
Очевидна
связь географии с психологией и педагогикой. Если решение вопроса о том, чему учить, находится во многом в
компетенции вышестоящих инстанций, то вопрос о том, как учить, целиком в
компетенции учителя. Учитель дает представления школьникам о содержании
современной географии, эта теория тесно
связана с практикой и представлениями
«образа места» изучаемой территории. Современный учитель географии
должен не только глубоко знать свой предмет, но и быть компетентным в
психологии, истории, биологии и других науках. Прекрасные методисты вышли их анучинской географической школы
Московского университета – С.Г. Григорьев, А.С. Барков, А.А. Крубер, С.В. Чефранов,
создавшие не только страноведческие и
другие работы, но и популярные в довоенные годы учебники, хрестоматии,
справочники.
Трудно переоценить роль Н.Н. Баранского, который,
являясь главой научного направления, создал учебники по экономической
географии СССР, причем учебник для VIII
класса выдержал, начиная с 1935
г. 16 изданий. Ему принадлежит и «Методика преподавания
географии». Крупным современным методистом является В.П. Максаковский.
В последние годы усиливаются процессы гуманизации,
социологизации, экологизации
естественных наук.
Понятие «экология
культуры» введено Д.С. Лихачевым и означает охрану любых
памятников культуры – архитектурных ансамблей, старинных парков, участков
культурного ландшафта, имеющих историческое значение. Но понятие «экология
культуры» распространяется и на местности, где живут люди – носители традиций,
исполнители различных жанров устного народного творчества, мастера древних
промыслов и др.
Велико значение исторической
географии в экологическом культурном движении. Она традиционно понимается
как наука о взаимодействии общества и
природы в историческом прошлом.
Историко-географы владеют методами, позволяющими реконструировать данный ландшафт со всем его культурным убранством.
Исследование причинно-следственных зависимостей дает возможность объяснить
самобытность культурных традиций в той или иной конкретной местности,
рассмотреть вопрос о возможных влияниях.
Памятники возникали на фоне общего процесса освоения
территории, поэтому реконструкция древних путей имеет важное значение для объяснения миграции населения и культуры.
Через историческую географию
осуществляется связь географии с историей.
Социологизация географии – объективный процесс.
Особенно перспективны проблемы
социальной экологии. В основе современной географической науки ключевыми
являются концепции – геопространственная, геосистемная, геоэкологическая. Все
они имеют территориальную направленность.
|