Вторник, 19.01.2021, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Основные тенденции развития образования в России и предпосылки для перехода к ценностно ориентированному образованию

 Основные тенденции развития образования в России и предпосылки для перехода  к ценностно ориентированному образованию

 

         В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре составляющих принципа образования: «научиться  жить вместе; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить».

         Сказанное в докладе Международной комиссии имеет самое непосредственное отношение и к постановке отечественного образования на грани двух веков и тысячелетий. Ведущие отечественные специалисты в сфере образования следующим образом видят её ближайшие перспективы; «Школа XXI века потребует  радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной  и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности. Основной тенденцией изменения  приоритетных целей образования является постановка на первый план задач развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соотношении с лучшими культурно-историческими  и технологическими достижениями человечества. Всестороннее развитие человека является глобальной  целью образования. В сложившейся сегодня школе образование практически осуществляется как трансляция индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, как передача ему готового содержания образования. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологиях образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся, невостребованности из творческого потенциала и, как следствие, лишь к механистическому усвоению отдельных элементов опыта прошлых поколений.

         Решение данной проблемы видится  исследователями в переходе от образования как «передачи учащемуся знаний» к продуктивному образованию, когда приращение знаний учащегося происходит в процессе создания им собственных образовательных продуктов – гипотез, исследований, сочинений, правил и т.п. Важной становится необходимость изменить приоритеты в учебном процессе, перейти  от обучения предметно ориентированного, основная цель которого передача содержания данной предметной области, к обучению, ориентированному на развитие учащегося, на формирование его  мотивационной сферы, независимого стиля  мышления и общеучебных умений. Это относится не только к преподаванию, но и к системе контроля, которая кроме общепознавательных, общеучебных и частнопредметных знаний должна включать в себя способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе» (Ю.И.  Дик, А.В. Хуторской).

         В приведенной довольно обширной цитате фактически намечается переход всей образовательной системы России с позиций технократического подхода, господствующего в XX в. не только в отечественном образовании, на позиции похода гуманистического и, таким образом, указывается ориентир, к которому следует стремиться.

         Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно  сложен и многообразен. Снежным комом увеличивается число региональных проблем – политических, экологических, экономических, социальных. Какая наука поможет человеку разобраться во всем этом многоликом окружении? Нет одной такой науки. К сожалению, приходится согласиться с тем, что наши знания о мире фрагментарны, а это нередко приводит к непониманию между народами. Главной задачей сегодняшнего дня является переход к новому, реалистичному мышлению в международных вопросах.

         В связи с этим, очевидно, что мировоззренческие функции естественных наук, в том числе географии, весьма велики. Наряду с историей и литературой география расширяет общий кругозор человека, помогает ему разобраться в региональной и глобальной проблематике, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма.  Мировоззренческий потенциал географии велик потому, что она располагается на стыке естественных и общественных наук, взаимодействие которых оказывает большое влияние на знание, культуру, политику. Теорию взаимодействия общества и природы географы рассматривают как  основу для решения экологических проблем, справедливо полагая, что гармонизация отношений между человеком и  окружающей средой является делом всего мирового сообщества. Без миролюбивых устремлений выполнить эту глобальную  задачу человечеству невозможно. Современные географы  активно выступают за гуманистический характер геополитики, экологизации науки. Экология, социальный прогресс, политика – эти понятия сейчас сблизились

         География связана  тесными узами с культурой, наукой, техникой. Так, расцвет античной культуры совпал с достижениями в развитии географической  мысли. Гений М.В. Ломоносова позволил ему одновременно быть и выдающимся ученым, в частности географом, и крупным поэтом, и живописцем. Конец XIX века, отмеченный успехами естественных наук, был и периодом блестящего развития литературы, живописи.

         Революционный демократ Д.И. Писарев в одиночной камере Петропавловской крепости написал свои знаменитые «Очерки по истории труда», где привел оригинальные соображения по поводу географической среды и роли труда в её формировании. Таких примеров множество.

         Многие писатели  не были чужды географии. Вспомним четкие  характеристики погоды у А.С. Пушкина: «Но наше северное лето, //Карикатура южных зим»;  «В тот год осенняя погода // Стояла долго на дворе, // Зимы ждала, ждала природа, // Снег выпал только в январе // На третье в ночь…» («Евгений Онегин»). И.А. Гончаров, совершив кругосветное плавание на фрегате «Паллада», отразил его в одноименном произведении. Из советских прозаиков ближе всех к естествознанию стояли М.М. Пришвин и К.Г. Паустовский. У Пришвина есть великолепные романтические описания природы Уссурийского края («Жень-шень»),  Севера («В краю непуганых птиц»), Подмосковья. А его фенологическое путешествие вслед за наступающей весной («Неодетая весна») имеет и научное значение. Паустовского по праву можно назвать и знатоком, и певцом природы.

Отдельно следует сказать  о В.К.Арсеньеве (1872-1930) – путешественнике, этнографе, писателе. Он совершил экспедиции в Южное Приморье, в горы Сихотэ-Алинь, на Камчатку и Командорские острова. Кроме научных трудов Арсеньев создал художественно-географические произведения «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня». Именем ученого и писателя названы город в Приморском крае, вулкан и река на Курильских островах. Очень много для пропаганды географических знаний делает ученый и писатель Ю.К. Ефремов.

         Велики воспитательные функции географии. Среди географов-путешественников было немало замечательных людей, пользовавшихся большой популярностью в мире. Это Н.Н. Миклухо-Маклай, сумевший войти в духовный мир туземцев племени Папуа и навсегда остаться их другом и защитником. Светлой  и яркой представляются личности географов и сторонников революции Ж. Реклю, П.Н. Кропоткина.

         К числу самых популярных людей начала XX века принадлежал Ф. Нансен (1867-1930) – норвежский исследователь и океанограф. Отважный путешественник, совершивший ряд экспедиций в Полярный бассейн и ученый, изучивший морские течения, он был активным общественным деятелем. Ф. Нансен выполнял в первую мировую войну функции миротворца и был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году.

         Яркие образцы мужества показывали советские полярники: И.Д. Папанин (возглавлявший первую советскую дрейфующую станцию), М.М. Сомов (вторую), А.Ф. Трешников (третью и тринадцатую) и другие.

Очевидна связь географии с психологией и педагогикой. Если решение вопроса о том, чему учить, находится во многом в компетенции вышестоящих инстанций, то вопрос о том, как учить, целиком в компетенции учителя. Учитель дает представления школьникам о содержании современной  географии, эта теория тесно связана с практикой и представлениями  «образа места» изучаемой территории. Современный учитель географии должен не только глубоко знать свой предмет, но и быть компетентным в психологии, истории, биологии и других науках. Прекрасные методисты  вышли их анучинской географической школы Московского университета – С.Г. Григорьев, А.С. Барков, А.А. Крубер, С.В. Чефранов, создавшие не только страноведческие  и другие работы, но и популярные в довоенные годы учебники, хрестоматии, справочники.

Трудно переоценить роль Н.Н. Баранского, который,  являясь главой научного направления, создал учебники по экономической географии СССР, причем учебник для VIII класса выдержал, начиная с 1935 г. 16 изданий. Ему принадлежит и «Методика преподавания географии». Крупным современным методистом является В.П. Максаковский.

В последние годы усиливаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации  естественных наук.

Понятие «экология культуры» введено Д.С. Лихачевым и означает охрану любых памятников культуры – архитектурных ансамблей, старинных парков, участков культурного ландшафта, имеющих историческое значение. Но понятие «экология культуры» распространяется и на местности, где живут люди – носители традиций, исполнители различных жанров устного народного творчества, мастера древних промыслов и др.

Велико значение исторической географии в экологическом культурном движении. Она традиционно понимается как  наука о взаимодействии общества и природы  в историческом прошлом. Историко-географы владеют методами, позволяющими реконструировать  данный ландшафт  со всем его культурным убранством. Исследование причинно-следственных зависимостей дает возможность объяснить самобытность культурных традиций в той или иной конкретной местности, рассмотреть вопрос о возможных влияниях.

Памятники возникали на фоне общего процесса освоения территории, поэтому реконструкция древних путей имеет важное значение  для объяснения миграции населения и культуры. Через историческую географию  осуществляется связь географии с историей.

Социологизация географии – объективный процесс. Особенно  перспективны проблемы социальной экологии. В основе современной географической науки ключевыми являются концепции – геопространственная, геосистемная, геоэкологическая. Все они имеют территориальную направленность.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (03.06.2013)
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021