Профессиональное самоопределение школьников –
актуальная общественная проблема
В начале XXI века меняется ситуация со структурой спроса-предложения на российском рынке труда, возникают новые профессии, усложняются требования к старым [3]. Перед выпускниками школ стоит сложная проблема выбора будущей профессии. Многие молодые люди не могут соответствовать требованиям, предъявляемым к современным специалистам: конкурентоспособности, способности к самообучению, саморазвитию, умению взаимодействовать. Помочь старшеклассникам в жизненном самоопределении может система профориентации, которая входит в содержание школьной образовательной и профессиональной подготовки, во все формы воспитания - физического, нравственного, трудового, эстетического, экономического.
Профессиональное самоопределение - это подготовка выпускников школы к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личностными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определённых профессиях. Профориентация - социально-психологическая и педагогическая деятельность различных структур, направляющая процесс самоопределения школьников в выборе профессии [1]. Особенность современной профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование сознательного, самостоятельного профессионального выбора.
Исследование по обозначенной теме основывалось на работах отечественных и зарубежных ученых: И.М. Ильинского, Е.А. Климова, И.С. Кона, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжникова и др.; среди зарубежных - М. Вебера, Т. Лукмана, Т. Парсонса, П. Штомпку.
Исторический анализ показал, что в тридцатые годы прошлого века профориентацию в нашей стране запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими. В конце XX века, в эпоху «расцвета демократии» в России профессиональная ориентация молодёжи почти не финансировалась. Это доказывает определённую зависимость состояния профориентационной работы от политической жизни любого общества. Сейчас понятно, что методы, применявшиеся 10-15 лет назад, не подходят к новым экономическим условиям жизни. Если в прошлом веке профориентационная работа осуществлялась в интересах народного хозяйства и обороноспособности страны, сейчас приходится решать задачу психологической, педагогической, социально-трудовой адаптации каждого конкретного выпускника школы [2].
Проблема выбора профессии выпускниками школ – общественная проблема, т.к. направлена на удовлетворение потребностей общества в обеспечении социально-профессиональной структуры и потребностей личности в профессиональном самоопределении. Важным фактором процесса профессионального самоопределения старшеклассников является анализ регионального рынка труда и системы образования [4].
Государственную политику по профессиональной ориентации молодежи в Белгородской области реализует Департамент Федеральной государственной службы занятости населения. На основе общей программы профессиональной ориентации он сотрудничает со всеми заинтересованными организациями. Программа становления рынка профессиональных услуг научно обоснована, разработана с учетом специфики региональных и местных условий. В вузах и ссузах осуществляется многоуровневая подготовка специалистов.
Школы в профориентационной работе играют ведущую роль: изучаются ценностные ориентации подростков, интересы, потребности, склонности, способности. Педагоги выявляют профессиональную направленность, мотивы выбора профессии, состояние здоровья каждого ученика. В учебных заведениях организуются разнообразные виды деятельности, в которых подростки могут осуществить «пробу сил», устанавливаются и поддерживаются контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профессиональную ориентацию выпускников, ведётся работа с родителями.
Во многих школах нашего города (№№ 5, 19, 24, 28) индивидуально составляются планы подготовки к выбору профессии каждому старшекласснику. Важно соотносить их с самовоспитательной деятельностью выпускников, выбором путей их социального, личностного и профессионального самоопределения. Корректирует направленность интересов учащихся профильное обучение. Оно позволяет ученикам определить свой потенциал, способности, возможностей, скрытые ресурсы. Профильный уровень образования стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учётом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.
В образовательных учреждениях Старого Оскола процесс профессиональной ориентации представлен профессиональным просвещением, профессиографией, диагностикой, консультацией, профотбором и адаптацией. Организуются беседы, общения с психологом и профконсультантом, встречи с представителями различных сфер профессиональной деятельности, книжные обзоры, игры, экскурсии на предприятия города и области.
В целях содействия выпускникам школ в выборе профессионального пути выходит профориентационный вестник «Мой выбор – моя профессия!» с рубриками: «Узнай о содержании профессий XXI века», «Профессиональная карьера: люди и факты», «Познай себя», «Служба занятости рекомендует» и др. В атласе профессий содержатся профессиограммы - описание содержания труда представителей различных профессий и предъявляемые к ним требования.
Разносторонний анализ статистических данных Старооскольского центра занятости, интервью и анкетирования родителей и старшеклассников, руководителей предприятий, ситуации по трудоустройству выпускников школы №34 показал, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда она организуется как неотъемлемая часть всей системы учебно-воспитательной работы школы. Педагоги в работе по профессиональному самоопределению соблюдают принципы систематичности и преемственности, взаимосвязи школы и семьи.
Исследованием доказано: разовые профориентационные мероприятия большого эффекта не приносят. Нужна целенаправленная система. Работа эффективнее, если проводится в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями, властными структурами, родительской общественностью и представителями бизнеса, если в школе создана профессионально-ориентирующая и развивающая среда.
В ходе исследования на вопросы анкет отвечали выпускники школ города. Ответы старшеклассников показали, что четверть из них затрудняются самостоятельно находить информацию, обучаться всему новому; им сложно общаться с людьми, находить компромисс в решении спорных вопросов; быть инициативными и предприимчивыми. Только 15% опрошенных учеников назвали необходимость умения прогнозировать, планировать и достигать целей; работать со справочниками, распоряжаться деньгами. Для выпускников школ важно получение высшего образования. Менее процента одиннадцатиклассников планируют поступать на рабочие специальности, так необходимые экономике Белгородской области.
Исследование показало: трудовыми ценностными ориентациями выпускников современной школы являются карьера, престиж профессии на рынке труда, статус и высокая зарплата. Меньше половины опрошенных считают, что интересная работа, возможность своего развития, самореализации – вот главные цели в жизни. Приходим к выводу: в России имеются серьёзные противоречия рынка труда и системы образования, нет стабильности и определенности в системе профессиональной ориентации. Постоянно растёт конкуренция на рынке труда, повышается значимость образования. Современный рабочий должен быть готов к переквалификации, смене профессии. Чтобы эффективно решить проблему самоопределения выпускников, следует создавать проекты кадровых резервов предприятий, больше стажировочных площадок в учебных заведениях, общественных организаций работающей молодёжи; совершенствовать программы трудоустройства выпускников, обучения и развития молодых специалистов. Профориентационная работа в современной школе должна учитывать реальную ситуацию на рынке труда. Она требует комплексных, междисциплинарных подходов в решении. В современных экономических условиях наиболее оптимальным видится ориентирование выпускников школ на востребованные профессии своего городского округа и Белгородской области.
Литература
1. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А Дунаева // Социологические исследования. – 2012. – № 4. – С. 99-105.
2. Зборовский Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. – 2013. – № 4. – С. 99-106.
3. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: мы не как все / Р. Капелюшников // Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: сборник статей. – Москва, 2013. – С. 11-34.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – Москва: Просвещение, 1990. – 159 с.
|