РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Телицына Галина Викторовна
кандидат педагогических наук, учитель географии
МБОУ «СОШ №34с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Старый Оскол Белгородской области
E-mail: vvtelit@mail.ru
В новых образовательных стандартах встаёт проблема соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира. На занятиях со школьниками по географии используется методика составления ментальных карт – представления любого природного процесса или объекта в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги, отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого природного объекта или явления.
Ключевые слова: целостная картина мира, ментальная интеллект-карта, визуальное мышление, ассоциативные связи.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования работы с одарёнными, талантливыми детьми. От учителя в этих условиях требуется содержательное и структурное преобразование психолого-педагогического сопровождения деятельности. В новых образовательных стандартах поднимается проблема включения адекватных времени педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира.
На каждом занятии с одарёнными учениками используются географические карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... От детей требуется запоминание большого объёма устного и письменного материала, умение выделять главное и обобщать, анализировать, синтезировать и др. При работе с учебными тестами чаще всего составляется линейная записи информации, в которой сложно выделить главное, трудно запомнить и ещё труднее потом восстановить в памяти. Ключевые слова, несущие главную идею, теряются в массе большого текста. Учебное время при такой записи расходуется неэффективно. Следствием данной работы являются: скука, рассеянность, неусвояемость информации, пустая трата времени... и тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д. На занятиях по географии с одарёнными детьми используется карта, которая обеспечивает создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Обозначенные проблемы подвели автора статьи к использованию в работе с одарёнными детьми методики составления ментальных карт - техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Психологи называют ментальные карты картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты. В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги, отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого природного объекта или явления.
Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии.
Цель создания ментальной карты – навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Интеллект карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации, в технологию которого заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности памяти, темперамента, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей одарённого ребёнка. Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют одарённые дети уже с пятых классов по географии.
Рассмотрим основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Так можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием! На одном листе собирается вся необходимая информация, выделяются плюсы и минусы важного решения, активизируются интуиция и ассоциативное мышление, фиксируются воспоминания, ставятся цели и планируются дела, управляются проекты и т.д.
В курсе географии ментальные карты позволяют одарённым ученикам изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта, приучить детей с младших классов к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации; развивают художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью. Составление карт разума развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему.
Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономического района, страны) с помощью ассоциативных рядов. Эти изображения далеки от реальных карт, но их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений одарённых детей об окружающем мире, понимание ими структурно-функциональных особенностей организации геопространства и отношение к изображаемому объекту. Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии. Развитие визуального мышления одарённого ученика усиливает системность в осмыслении географических явлений и процессов, динамическую и историческую направленность, экологическое осознание мира, повышает точность и логику в общенаучных понятиях.
Интеллект-карты используются автором статьи как инструмент проверки знаний учителем, так и в форме взаимопроверки обучающихся, выведения показателей успешности каждого ученика класса - составления рейтинга. С каждым последующим упражнением у учеников тренируется зрительная память, наблюдается большая точность определения географического положения объекта, большее количество ассоциаций. Через ассоциации подключаются эмоции, создаётся яркий, емкий, полнозвучный образ территории.
Таким образом, при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
По данной теме автором было проведены мастер-классы для учителей географии Старого Оскола и Ровенского района на открытом заседании «Методического поезда» областного клуба «Учитель года» (февраль 2014).
|