Вторник, 23.04.2024, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

Роль географического краеведения

в патриотическом воспитании школьников

На современном этапе развития истории в отношении людей к Родине, определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи, которая стоит перед проблемой выбора. Педагогическая проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Одним из путей решения сложной проблемы патриотического воспитания является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.

В ходе краеведческой деятельности обучающиеся:

- получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

- осваивают различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

- получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской  работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

- чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

- приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

- приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

- у обучающихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.

Краеведческая деятельность на уроках географии поможет понять подрастающим гражданам, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают её люди.

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Л.Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, о родном крае. Роль географии в патриотическом воспитании подрастающего поколения является ведущей в общеобразовательной школе. 

Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В географическом образовании сегодня усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.

Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В её решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность ребёнка в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству, - вот ориентиры в работе учителя географии.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодежи гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции  в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: области, города, села.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами изучения являются социально – экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона. Краеведение прочно вошло в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

Непочатые запасы прекрасного таит в себе древний Белгородский край. Нашими земляками собран богатый материал по истории, культурному и природному наследию родного края. Материал, собранный писателями-краеведами является прекрасным дополнением к школьным учебникам. Он использован при составлении карты «Белгородская область. Природное и культурное наследие». Изданы учебные пособия по географии Белгородской области.  Их авторы доступно и занимательно рассказывают об особенностях ландшафта Белгородчины, её растительности, животном мире, геологическом прошлом края. Из текста учебников школьники узнают, как формировался современный рельеф области, где размещаются полезные ископаемые, знакомятся с особенностями почв, сезонными изменениями в природе, экологической ситуацией, складывающейся в нашей области. Она показана на фоне экологической обстановки в мире и в России.

В современных условиях роль школьной дисциплины «География» возрастает, она на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов. Только на уроках географии школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т. е. жизнь во всем ее разнообразии.

Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края.

Ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии. Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интересы и склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Например, на уроке «Волга - великая русская река» использование художественного слова, музыки, репродукций великого русского художника И.И. Левитана позволяет не только сделать интересным изложение программного материала, но и решить задачи нравственного и патриотического воспитания.

Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, то есть с естественно-исторических позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения определяем черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы. Общая физико-географическая характеристика края включает следующие разделы:

1) геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (ознакомление с геологическим обнажением мелового периода на реке Оскол, описание малых форм рельефа – холмов, оврагов, склонов);

  1. климатические условия (ведение учащимися дневников наблюдений);
  2. гидрологические условия (изучение местных малых рек);
  3. почвенный покров (практические работы на местности, срезы почвы и т. п.);
  4. растительность (описание растительных сообществ, составление гербариев);
  5. животный мир (экскурсии, знакомство с заповедником «Ямская степь» и т.п.).

Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы. Попутно с этим выявляются местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов, более подробного изучения и их охраны.

Проблемы современной социально-экономической жизни края являются важнейшими элементами содержания патриотического воспитания. Объектами изучения в экономическом краеведении являются:

  1. современное население (численность, естественное движение, миграции, социально – демографическая структура, расселение, развитие культуры и образования), при изучении данной темы используем данные архива краеведческого музея города;
  2. состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей (охватывает все многообразие хозяйственной деятельности населения области, включает в себя ЭГП Старооскольского округа, жилищное строительство, развитие народного образования, учреждений культуры, торговли, транспорта, связи; старшеклассники способны охарактеризовать перспективу развития своего города на ближайшие годы);
  3. отдельные производственные предприятия и учреждения (время возникновения, история развития, территория, организационная структура, ЭГП, земельные фонды, ведущие отрасли хозяйства, техническая оснащенность, численность работников, планы дальнейшего развития и т. д.);
  4. населенные пункты (географическое положение города, пути сообщения; история возникновения селения, происхождение названия; численность и состав населения, производственная функция города; места работы жителей; культурно-бытовое и транспортное обслуживание населения). Использование конкретного местного материала по данной теме при объяснении, выполнении учащимися практических заданий, позволяет добиться эффективного усвоения программы.

Объектами краеведения также являются историческое прошлое края, культурное наследие, родословие.

Программа работы предметного кружка «Родники» (для учеников 8-9-х классов) состоит из программы воспитательной работы «Мир русского человека» и программы учебно-воспитательной работы «Родиноведение». Учебно-воспитательный блок «Родиноведение» состоит из 8 разделов, каждый из них включает в себя соответствующие темы по всем школьным дисциплинам.

1. Светочи земли русской.

Задача этого раздела – «заселить» любую школьную дисциплину личностями, их самобытностью, независимостью мышления и поступков. В курсе географии уделяется большое внимание изучению русских путешественников и первооткрывателей. Этот материал широко представлен в программе курса географии.

2. Вначале было слово.

Задача этого раздела – добиваться того, чтобы дети увидели, почувствовали, полюбили разнообразную многоцветную звуковую палитру русского языка. Естественно, эта задача решается на уроках словесности. Но использование художественного слова, литературного наследия на уроках географии усиливает эмоциональное восприятие материала. Хорошим помощником в этих вопросах является экологический сборник «Любитель природы».

3. Наш Край в прошлом, настоящем, будущем (область, район, наша местность). Это с одной стороны изучение местной истории, с другой – общероссийской. При проведении уроков устанавливаю связь исторических событий родного края с развитием населения и хозяйства.

4. Мир русской деревни.

Это своего рода панорама деревенских традиций в труде, отдыхе, во взаимоотношениях людей друг с другом. При изучении курса географии 9 класса в темах «Население», «Центральная Россия» и «Белгородская область» учащиеся анализируют особенности расселения в сельской местности на примере своего края, структуру занятости односельчан. Ребятами написаны творческие работы, отражающие историю и экономическое развитие местных предприятий. При заполнении опросников дают оценку условиям проживания в данной местности, высказывают свои предложения по их улучшению.

5. Народный календарь.

Изучая календарь, дети знакомятся со сводом правил, примет, тонких наблюдений, которые необходимы любому сельскому жителю.

Учащиеся 5-6-х классов ведут метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Накопленные материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации  растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках.

6. Культура моего народа.

Это изучение народных промыслов, ознакомление с памятниками культуры родного края. Особое место этим вопросам отводится в курсе географии 9 класса в темах «Центральная Россия» и «Белгородская область».

7. Экология и природопользование.

Большинство проблем, которые возникли перед человечеством в конце ХХ века, являются проявлением и результатом обострения противоречий между человеком и природой. Взаимодействие человека с природой осуществляется, прежде всего, в процессе хозяйственной деятельности. Надо стремиться к восстановлению естественной гармонии человека и природы, к возрождению духовно-чувственного восприятия мира, характерного для русского человека.

Именно этим вопросам посвящен материал данного раздела. Каждый урок географии, биологии, многие уроки химии насыщены экологическим содержанием.

8. Русский народ.

Большинство жителей нашей страны - представители великого русского народа. Природа, огромные просторы, климат сформировали наш характер. Характер народа – это те видимые и невидимые черты, которыми обладаем все мы (открытость, эмоциональность, сострадание, религиозность, свободолюбие и воля, нравственный и этический опыт). Данная тема раскрывается в 8 классе на уроках «Русская равнина» и «Влияние природы на культуру и быт русского народа», а также в 9 классе на уроке «Русские - титульная нация России».

Некоторые из перечисленных разделов содержат в большей степени краеведческий материал по географии. Среди них «Народный календарь», «Экология и природопользование», «Русский народ», «Культура моего народа». Другие разделы позволяют наполнить уроки географии нравственным содержанием, дающим возможность реализовать триаду: духовное, экономическое и экологическое образование и воспитание личности.

Программа предметного кружка «Родники» упорядочивает межпредметные связи в изучении краеведческого материала.

Таким образом, географическое краеведение – важный фактор нравственного, трудового, экологического, эстетического и физического воспитания учащихся. Оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Вместе с развитием кругозора учащихся расширяются возможности для внеклассной и внешкольной деятельности, что способствует социализации личности.

Краеведческая деятельность позволяет решить социальное самоопределение обучающихся, позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.

Главной формой в решении проблемы патриотического воспитания является урок. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки-рефлексии. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии. На таких уроках используются слайды, фотографии, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, видеофильмов, обсуждаются проведенные учащимися социологические исследования. Обязательным на уроке-рефлексии является создание эмоционального фона в доверительной обстановке, создание ситуаций, позволяющих выразить свое «Я», отношение к чему-то или к кому-то, осознать свою деятельность. Например, в 8 классе при изучении темы «Охраняемые объекты природы Белгородской области» учащимся задаются вопросы: Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем регионе? Каково их современное состояние? Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:

  • огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
  • надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
  • потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории и культуры;
  • желание оказать помощь в восстановлении памятников;
  • отсутствие эмоциональных откликов?

На уроках-семинарах в результате предварительной работы над программным материалом школьники и учитель в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления обучающихся решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Роль учителя на семинаре заключается в организации и руководстве деятельностью школьников. Во время проведения семинаров возможно широкое использование краеведческого материала. Например, при проведении в 9 классе семинара на тему «Проблемы водопотребления в нашем крае» в качестве опережающего группового задания предлагается: а) изучить по материалам периодической печати особенности водопотребления края; б) провести простейшие исследования по определению химического состава воды в местном водоеме, оценить ее качество; в) собрать подробный материал по экологическому состоянию малых рек родного края; г) оценить техническое состояние канализационных коммуникаций и очистных сооружений города Старый Оскол.

Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате игры осуществляются два взаимодополняющих процесса – освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т. д. Например, в 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс» проводится ролевая игра «Проблема ждет вашего решения» (о развитии фермерских хозяйств в родном крае).  

         Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных, и местных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы.

         Таким образом, географическое краеведение позволяет осуществлять комплексный подход в воспитании обучающихся. Большинство эффективных форм, используемых в работе, тоже носят комплексный характер (КТД, итоговые краеведческие праздники, операции, конкурсы, краеведческие экспедиции, походы и т. д.). Организация общения детей с природой и культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического, гражданского воспитания, но и обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей, совершенствует их трудовые навыки. Краеведческая деятельность повышает интерес учащихся к предмету. Многие выпускники школы выбирают экзамен по географии, на котором показывают хорошие знания, в том числе и по географическому краеведению.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (28.11.2014)
Просмотров: 3181 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2024