Четверг, 28.01.2021, 04:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОСТАВЛЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ – ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования работы с обучающимися. От учителя в этих условиях требуется содержательное и структурное преобразование психолого-педагогического сопровождения деятельности. В новых образовательных стандартах поднимается проблема включения адекватных времени педагогических технологий, соединения локальных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину мира [3].

            На каждом уроке географии используются карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... От детей требуется запоминание большого объёма устного и письменного материала, умение выделять главное и обобщать, анализировать, синтезировать и др.  При работе с учебными тестами чаще всего составляется линейная записи информации, в которой сложно выделить главное, трудно запомнить  и ещё труднее потом восстановить в памяти. Ключевые слова, несущие главную идею, теряются в массе большого текста. Учебное время при такой записи расходуется неэффективно. Следствием данной работы являются: скука, рассеянность, неусвояемость информации, пустая трата времени... и тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д. На уроках географии особое место отводится карте, обеспечивающей создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач [2].

            Обозначенные проблемы подвели автора статьи к использованию в работе методики составления ментальных карт - техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Основы развития пространственного мышления в отечественной психологии были заложены И.С. Якиманской в 1980-е годы [4]. Психологи называют ментальные карты картами памяти, ума, пространсвенного мышления, разума, интеллект-карты. В них вся учебная  информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги, отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи  между понятиями и частями рассматриваемого природного объекта или явления. 

            Первые примеры создания интеллект-карт  встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном [1]. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии.

            Цель создания ментальной карты – навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Интеллект-карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации, в технологию которой заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности памяти, темперамента, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей школьника.

Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют все ученики на уроках географии уже с пятого класса.

            Рассмотрим основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Так можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием! На одном листе собирается вся необходимая информация, выделяются плюсы и минусы важного решения, активизируются интуиция и ассоциативное мышление, фиксируются воспоминания, ставятся цели и планируются дела, управляются проекты и т.д.

            В курсе географии ментальные карты позволяют ученикам изучить тему более глубоко и разносторонне, создать образ изучаемого географического объекта, приучить учеников с младших классов к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации. Карты разума развивают художественно-творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью. Процесс составления ментальных карт развивает коммуникативные навыки, умения работы в группе в разном качестве, учит рассматривать различные точки зрения на одну проблему.

Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономического района, страны) с помощью ассоциативных рядов. Эти изображения далеки от реальных карт, но их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений детей об окружающем мире, понимание ими структурно-функциональных особенностей организации геопространства и  отношение к изображаемому объекту. Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии. Развитие пространственного мышления ученика усиливает системность в осмыслении географических явлений и процессов, динамическую и историческую направленность, экологическое осознание мира, повышает точность и логику в общенаучных понятиях.

Интеллект-карты используются автором статьи как инструмент проверки знаний учеников, так и в форме их взаимопроверки, выведения показателей успешности каждого школьника - составления рейтинга в классе. С каждым последующим упражнением у учеников тренируется зрительная память, наблюдается большая точность определения географического положения объекта, большее количество ассоциаций. Через ассоциации подключаются эмоции, создаётся яркий, емкий, полнозвучный образ территории.

            Таким образом, при составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

            По данной теме автором были проведены мастер-классы для учителей географии и биологии города Старый Оскол, для учителей Ровенского района Белгородской области на открытом заседании областного клуба «Учитель года» в феврале 2014 года. 

Литература:

  1. Бьюзен, Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта /Т. Бьюзен; пер. с англ. Н.В. Жулаева. – Минск: Попурри, 2014. – 144 с.
  2. Максаковский, В.П.  Научные основы школьной географии /В.П. Максаковский. – М: Просвещение, 1982. – 96 с.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М: Народное образование, 2008. – 256 с.
  4. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников /И.С. Якиманская. – М: Педагогика, 1985. – 240 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (08.01.2017)
Просмотров: 561 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021