Суббота, 23.01.2021, 11:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Уголок учителя географии

Меню сайта
Поиск по сайту

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Становление университетской географии

УДК 378.4 : 911 «16/19»

ББК – 74.03

 

СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГЕОГРАФИИ

В РОССИИ В XVII-XVIII вв.

 

Телицына Г.В. (СОФ БелГУ, Старый Оскол), e-mail: vv telit @ mail. ru

Становление университетской географии в России в 17-18 вв.

 

В современный период возрождения российской государственности, в переходный период от догматически-формалистического к системно- аналитическому осознанию прошлого и пониманию настоящего изучение истории становления классического отечественного университетского образования  приобретает актуальное значение.

Обращение к истории географического университетского образования, к его сложному разнообразию становится все более важным и правомерным, поскольку история отображает отношение человека к обществу, к природе, к своему прошлому, оказывает непосредственное влияние на самосознание нации. Осознание фактов истории развития университетской классической  географии даст возможность приступить к решению таких вопросов, без которых неполным и несовершенным будет естественнонаучное образование в современных университетах.

Университетская география - важная составная интегральная часть образования, которая влияет на социальный, моральный и культурный уровень общества, но до настоящего времени недостаточно освещенным остается исторический аспект её становления.

География как учебная дисциплина  в университетах Европы была введена уже в средние века, в России – в Киево-Могилянской академии с 1701 года. Из числа деятелей  академии большой известностью в преподавании географии пользуются Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский. В 1783 году в данном учебном заведении проводит реформу в преподавании образовательных предметов (в том числе географии) Симеон Григорьевич Миславский – член Российской Академии. Он примыкал к новой школе проповедников образования, которые отказались от схоластики и доктринерства, считали необходимым изъяснять мысли кратко, просто, живо. Он требовал от учеников ясность в понимании, злободневность, выразительность речи. Часто с учебными целями на занятиях Миславский использовал труды М.В.Ломоносова [1].

В первом учебном заведении России университетского типа – Славяно-греко-латинской академии в начале XVIII века географию на русском языке изучали в классе риторики по учебному руководству «География генеральная» (1650)  нидерландского учёного Бернхарда Варения (1622-1650). Второе и третье издание этой книги (1672 и 1681 гг.) вышли под редакцией Исаака Ньютона. На русском языке книга издана по приказу Петра I в 1718 г. переводчиком-издателем Федором Поликарповым.

Слушатели академии знакомились на занятиях с крупнейшим географическим трудом, подводящим научные итоги периода Великих географических открытий. В учебном руководстве  рассматривались основные особенности твёрдой земной поверхности, гидросферы и атмосферы. География, по Варениусу, - наука о "земноводном шаре", который, по его мнению, должен изучаться в целом и по частям.

 С "земноводным шаром”  студенты знакомились по трём компонентам: 1) "земля”, т.е. твердая земная поверхность вместе с растениями и животными; 2) "вода” (гидросфера) - поверхностная и подземная; 3) атмосфера. Только в 1926 г. В.И. Вернадский дополнит это учение Варения обоснованием "биосферы” как особой оболочки нашей планеты...

Варений указывал на зависимость климата от рельефа, близости или отдаленности моря; связывал движение воздуха с изменением давления, пытался объяснить увеличение осадков в горах. Идеи Варения, высказанные около 350 лет назад, как видим, очень современны, но теоретические объяснения идей были на уровне науки XVII столетия.

 Частная география, по мнению учёного, описывает территории отдельных стран и делится на хорографию (описывает большие пространства) и топографию (описание небольших участков). Этим география Варения синтезировала в себе концепции общей географии Аристотеля и Эратосфена и хорологию Птолемея. Варений относил географию к естественным наукам, он неохотно включал «человеческое» в топографию, считая, что это «невсячески прямо ко географии причитается».

Таким образом, слушатели Славяно-греко-латинской академии были знакомы с развернутой теоретической концепцией географии, соответствующей новой стадии развития философии. Учебник немецкого учёного позволял перейти «от умозрительно-синтетического подхода к предмету естественной географии к аналитическому».

Критически переработанные западноевропейские идеи Б.Варения оказали определённое влияние на развитие классической университетской географии в России. На основе практических требований и отечественных географических открытий русская географическая школа имела новый, самобытный характер.

В XVIII в. освоение территории России было особенно интенсивным: страна прочно стала на Балтике, Черном море, на Тихом океане; возникли горнопромышленные районы Урала, Алтая, Забайкалья, сотнями строились новые города и поселки; многочисленные реки стали использоваться для судоходства. Во второй половине XVIII в. Россия вышла на первое место в мире по производству черных и цветных металлов, начала добывать золото, торговать хлебом; по-прежнему продолжала изобиловать мехами, вылавливать рыбу и бить морского зверя, выделывать лен, пеньку, курить смолу...

Для нужд хозяйственного освоения территории России были необходимы картография и экономическая статистика ("политическая арифметика”). Первым соединил эти науки в единое целое Иван Кириллович Кирилов (1669-1737). В 1720-х гг. он возглавлял в России астрономические, топографические, картографические и статистические работы. Кирилов задумал составить трехтомный "Атлас Всероссийской империи”, по 120 карт в каждом томе. Но успел опубликовать в 1734 г. лишь первый выпуск, в который вошли "генеральная” карта всей страны и 14 "специальных” (частных) карт отдельных административно-территориальных единиц. На этих картах было помещено много экономических объектов, а в текст были включены краткие экономико-статистические характеристики разных местностей.

В 1727 г. И.К. Кирилов закончил труд "Цветущее состояние Российского государства” (он был издан только в 1831 г.) - первое русское статистическое и экономико-географическое описание.

Идеи и предложения И.К. Кирилова были существенно развиты Василием Никитичем Татищевым (1986-1750) и М.В. Ломоносовым. Именно с них начинается в России оригинальная русская научная и университетская география. Оба выдающихся ученых начали свою деятельность во время реформ Петра I, когда в России входит в употребление само слово "география”.

В.Н. Татищев - человек разносторонних талантов: воин (участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург, историк, этнограф, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ.  В 1719 году он был определен Петром I  «к землемерию всего государства».

Методологически система географических наук Татищева В.Н. сильно отличалась от системы Варения. В работе "О географии вообще и о русской” (1746 г.) он разделил географию трижды на три раздела, предложив объемную (трехмерную) модель географической науки:

1) "по масштабу исследования” на: а) универсальную или генеральную, описывающую сушу и воды всей планеты и ее частей; б) специальную, описывающую разные страны; в) топографию, или "пределоописание”, когда описываются части страны, вплоть до отдельных городов с их пригородами;

2) "по качествам” на: а) математическую (измерения Земли, необходимые "к познанию шара земного и ландкарт”; б) физическую (где обращено главное внимание на природные "довольства и недостатки” не только на поверхности, но и создающиеся внутри суши и водной толщи; в) политическую (где на первый план выдвигаются занятия населения, его трудовые навыки, обычаи и доходы);

3) "по переменам времени” на: а) древнюю географию; б) географию "среднюю”; в) географию современную [2].

Следует отметить, что описанную систему географических наук Татищева пронизывает историзм.  Описание "по качествам” относится ко всем масштабам исследования, а не только к странам и их частям. В физической и политической географии учёный обращал большое внимание на изучение ресурсов, на их "довольства и недостатки”, объединяя рассмотрение природы и человеческой деятельности.

В 1737 г. Татищев составил большую программу (198 вопросов) для рассылки ее на места с целью сбора материалов для "сочинения истории и географии Российской”, но успел написать только введение к географическому описанию России и «Общее географическое описание всея Сибири» (1736). Соединение в одной программе вопросов по истории и географии знаменательно. В этом он следовал лучшим традициям античной науки и эпохи Возрождения, что и позволило ему осуществить исторический подход в географии и связать исторические события с природной средой.

М.В. Ломоносов (1711-1765) одним из первых в России публично обратил внимание власти на место географии в системе наук и на необходимость географического образования для подготовки географов и картографов. В учебном плане Московского университета география была предусмотрена с момента его открытия.

В 1758 г. сразу же после вступления в должность главы Географического департамента Академии наук он рассылает на места "Запросы” (в них было 30 пунктов) для сочинения Российского атласа, который должен был сопровождаться полным географическим описанием России. Впервые в истории мировой науки в начале 1760 г. Ломоносов предложил термин "экономическая география”.

Русский учёный занимался изучением всех компонентов географической оболочки. Он писал "о слоях земли”, рельефе, льдах, воде, атмосфере, почвах, а также о разных странах. Свой проект освоения Русского Севера Ломоносов изложил в записке "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию...”. После Ломоносова внимание царского правительства на значение Северного морского пути пытались обратить и другие крупные ученые - П.А. Кропоткин и Д.И. Менделеев [3].

М.В. Ломоносов значительно опередил своих современников по силе философских оснований науки, по широте обобщений, далеко выходя за рамки господствовавшего в XVIII веке механистического, или метафизического, материализма. У русского мыслителя сильно звучит атеистическая тема развития, истории природы.              

Главная заслуга М.В.Ломоносова заключается в том, что им были заложены основы методологии географии, связанные с идеей исторического принципа единства и взаимосвязи различных компонентов природы. Под его руководством студенты университета рассматривали «Полярную карту» как необходимый элемент географической характеристики [4].

К концу XVIII века физическая география преподавалась в университетах  на факультетах естественных наук, статистика и страноведение – на факультетах словесности (историко-филологических) [5].

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. 1.Солнцев К. П. Несколько слов о преосв. Самуиле Миславском // Дух. вестн. Харьков, 1865. № 2.

2.       Шибанов Ф.А. Люди Географического департамента Академии наук XVIII века. Л. Наука 1985г. С.559-566с.

  1. Берг Л.С. История русских географических открытий. - М.:АН СССР, 1962. - 296 с.

4.       Исаченко А.Г. Развитие географических идей. – М.: Мысль, 1971. – 416 с.

  1. Симонов Ю.Г История географии в Московском университете: события и люди. Т. 1. Начала университетской географии. Первые географы-профессионалы в Московском университете. – М.: ИД "Городец", 2008. –504 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (02.01.2013)
Просмотров: 1438 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Яндекс.Погода
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Телицына Галина Викторовна © 2021