УДК 378.4 : 911 «16/19»
ББК – 74.03
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ
ГЕОГРАФИИ
В РОССИИ В XVII-XVIII вв.
Телицына Г.В. (СОФ БелГУ, Старый Оскол), e-mail: vv telit @ mail. ru
Становление университетской географии в
России в 17-18 вв.
В современный период
возрождения российской государственности, в переходный период от догматически-формалистического к системно- аналитическому
осознанию прошлого и пониманию настоящего изучение истории становления
классического отечественного университетского образования приобретает актуальное значение.
Обращение к истории
географического университетского образования, к его сложному разнообразию
становится все более важным и правомерным, поскольку
история отображает отношение человека к обществу, к природе, к своему прошлому,
оказывает непосредственное влияние на самосознание нации.
Осознание фактов истории развития университетской классической географии даст возможность
приступить к решению таких вопросов, без которых неполным и несовершенным будет
естественнонаучное образование в современных университетах.
Университетская
география - важная составная интегральная часть образования, которая влияет на социальный, моральный и культурный уровень общества,
но до настоящего времени недостаточно освещенным остается исторический аспект её становления.
География как учебная дисциплина в университетах Европы была введена
уже в средние века, в России – в Киево-Могилянской академии с 1701 года. Из
числа деятелей академии большой
известностью в преподавании географии пользуются Иннокентий Гизель, Лазарь
Баранович, Варлаам Ясинский. В 1783 году в данном учебном заведении проводит реформу
в преподавании образовательных предметов (в том числе географии) Симеон Григорьевич
Миславский – член Российской Академии. Он примыкал к новой школе проповедников образования,
которые отказались от схоластики и доктринерства, считали необходимым изъяснять
мысли кратко, просто, живо. Он требовал от учеников ясность в понимании,
злободневность, выразительность речи. Часто с учебными целями на занятиях
Миславский использовал труды М.В.Ломоносова [1].
В первом учебном заведении России университетского типа – Славяно-греко-латинской
академии в начале XVIII века географию на русском языке изучали в классе
риторики по учебному руководству «География генеральная» (1650) нидерландского учёного Бернхарда Варения (1622-1650).
Второе и третье издание этой книги (1672 и 1681 гг.) вышли под редакцией Исаака
Ньютона. На русском языке книга издана по приказу Петра I в 1718 г. переводчиком-издателем
Федором Поликарповым.
Слушатели академии знакомились на занятиях с крупнейшим географическим трудом, подводящим научные
итоги периода Великих географических открытий. В учебном руководстве рассматривались основные особенности твёрдой
земной поверхности, гидросферы и атмосферы. География, по Варениусу, - наука о
"земноводном шаре", который, по его мнению, должен изучаться в целом
и по частям.
С "земноводным
шаром” студенты знакомились по трём
компонентам: 1) "земля”, т.е. твердая земная поверхность вместе с растениями и
животными; 2) "вода” (гидросфера) - поверхностная и подземная; 3) атмосфера.
Только в 1926 г.
В.И. Вернадский дополнит это учение Варения обоснованием "биосферы” как особой
оболочки нашей планеты...
Варений указывал на зависимость климата от рельефа, близости
или отдаленности моря; связывал движение воздуха с изменением давления, пытался
объяснить увеличение осадков в горах. Идеи Варения, высказанные около 350 лет
назад, как видим, очень современны, но теоретические объяснения идей были на
уровне науки XVII столетия.
Частная
география, по мнению учёного, описывает территории отдельных стран и делится на
хорографию (описывает большие пространства) и топографию (описание небольших
участков). Этим география Варения синтезировала в себе концепции общей географии
Аристотеля и Эратосфена и хорологию Птолемея. Варений относил географию к
естественным наукам, он неохотно включал «человеческое» в топографию, считая,
что это «невсячески прямо ко географии причитается».
Таким образом, слушатели Славяно-греко-латинской
академии были знакомы с развернутой теоретической концепцией географии,
соответствующей новой стадии развития философии. Учебник немецкого учёного позволял
перейти «от умозрительно-синтетического подхода к предмету естественной географии
к аналитическому».
Критически переработанные западноевропейские идеи
Б.Варения оказали определённое влияние на развитие классической университетской
географии в России. На основе практических требований и отечественных географических
открытий русская географическая школа имела новый, самобытный характер.
В XVIII в. освоение территории России было особенно
интенсивным: страна прочно стала на Балтике, Черном море, на Тихом океане;
возникли горнопромышленные районы Урала, Алтая, Забайкалья, сотнями строились
новые города и поселки; многочисленные реки стали использоваться для судоходства.
Во второй половине XVIII в. Россия вышла на первое место в мире по производству
черных и цветных металлов, начала добывать золото, торговать хлебом;
по-прежнему продолжала изобиловать мехами, вылавливать рыбу и бить морского
зверя, выделывать лен, пеньку, курить смолу...
Для нужд хозяйственного освоения территории России были
необходимы картография и экономическая статистика ("политическая арифметика”).
Первым соединил эти науки в единое целое Иван Кириллович Кирилов (1669-1737). В
1720-х гг. он возглавлял в России астрономические, топографические,
картографические и статистические работы. Кирилов задумал составить трехтомный
"Атлас Всероссийской империи”, по 120 карт в каждом томе. Но успел опубликовать
в 1734 г.
лишь первый выпуск, в который вошли "генеральная” карта всей страны и 14 "специальных”
(частных) карт отдельных административно-территориальных единиц. На этих картах
было помещено много экономических объектов, а в текст были включены краткие
экономико-статистические характеристики разных местностей.
В 1727
г. И.К. Кирилов закончил труд "Цветущее состояние
Российского государства” (он был издан только в 1831 г.) - первое русское
статистическое и экономико-географическое описание.
Идеи и предложения И.К. Кирилова были существенно
развиты Василием Никитичем Татищевым (1986-1750) и М.В. Ломоносовым. Именно с
них начинается в России оригинальная русская научная и университетская география.
Оба выдающихся ученых начали свою деятельность во время реформ Петра I, когда в
России входит в употребление само слово "география”.
В.Н. Татищев - человек разносторонних талантов: воин
(участник Полтавской битвы), дипломат, строитель городов и заводов, металлург,
историк, этнограф, ботаник, палеонтолог, картограф, экономист и географ. В 1719 году он был определен Петром I «к землемерию
всего государства».
Методологически система географических наук Татищева
В.Н. сильно отличалась от системы Варения. В работе "О географии вообще и о
русской” (1746 г.)
он разделил географию трижды на три раздела, предложив объемную (трехмерную)
модель географической науки:
1) "по масштабу исследования” на: а) универсальную или
генеральную, описывающую сушу и воды всей планеты и ее частей; б) специальную,
описывающую разные страны; в) топографию, или "пределоописание”, когда
описываются части страны, вплоть до отдельных городов с их пригородами;
2) "по качествам” на: а) математическую (измерения
Земли, необходимые "к познанию шара земного и ландкарт”; б) физическую (где
обращено главное внимание на природные "довольства и недостатки” не только на поверхности,
но и создающиеся внутри суши и водной толщи; в) политическую (где на первый
план выдвигаются занятия населения, его трудовые навыки, обычаи и доходы);
3) "по переменам времени” на: а) древнюю географию; б)
географию "среднюю”; в) географию современную [2].
Следует отметить, что описанную систему географических
наук Татищева пронизывает историзм.
Описание "по качествам” относится ко всем масштабам исследования, а не только
к странам и их частям. В физической и политической географии учёный обращал
большое внимание на изучение ресурсов, на их "довольства и недостатки”,
объединяя рассмотрение природы и человеческой деятельности.
В 1737
г. Татищев составил большую программу (198 вопросов) для
рассылки ее на места с целью сбора материалов для "сочинения истории и
географии Российской”, но успел написать только введение к географическому
описанию России и «Общее географическое описание всея Сибири» (1736). Соединение
в одной программе вопросов по истории и географии знаменательно. В этом он
следовал лучшим традициям античной науки и эпохи Возрождения, что и позволило
ему осуществить исторический подход в географии и связать исторические события
с природной средой.
М.В. Ломоносов (1711-1765) одним из первых в России публично обратил внимание
власти на место географии в системе наук и на необходимость географического
образования для подготовки географов и
картографов. В учебном
плане Московского университета география была предусмотрена с момента его
открытия.
В 1758
г. сразу же после вступления в должность главы
Географического департамента Академии наук он рассылает на места "Запросы” (в
них было 30 пунктов) для сочинения Российского атласа, который должен был сопровождаться
полным географическим описанием России. Впервые в истории мировой науки в
начале 1760 г.
Ломоносов предложил термин "экономическая география”.
Русский учёный занимался изучением всех компонентов
географической оболочки. Он писал "о слоях земли”, рельефе, льдах, воде,
атмосфере, почвах, а также о разных странах. Свой проект освоения Русского
Севера Ломоносов изложил в записке "Краткое описание разных путешествий по
Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную
Индию...”. После Ломоносова внимание царского правительства на значение
Северного морского пути пытались обратить и другие крупные ученые - П.А.
Кропоткин и Д.И. Менделеев [3].
М.В. Ломоносов значительно опередил своих современников
по силе философских оснований науки, по широте обобщений, далеко выходя за рамки
господствовавшего в XVIII веке механистического, или метафизического,
материализма. У русского мыслителя сильно звучит атеистическая тема развития,
истории природы.
Главная заслуга М.В.Ломоносова заключается в том, что
им были заложены основы методологии географии, связанные с идеей исторического
принципа единства и взаимосвязи различных компонентов природы. Под его
руководством студенты университета рассматривали «Полярную карту» как
необходимый элемент географической характеристики [4].
К концу XVIII века физическая география преподавалась в университетах на факультетах естественных наук, статистика
и страноведение – на факультетах словесности (историко-филологических) [5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- 1.Солнцев К. П.
Несколько слов о преосв. Самуиле Миславском // Дух. вестн. Харьков, 1865.
№ 2.
2.
Шибанов Ф.А. Люди Географического департамента
Академии наук XVIII века. Л.
Наука 1985г. С.559-566с.
- Берг Л.С. История русских
географических открытий. - М.:АН СССР, 1962. - 296 с.
4.
Исаченко А.Г.
Развитие географических идей. – М.: Мысль, 1971. – 416 с.
- Симонов Ю.Г История географии в Московском университете:
события и люди. Т. 1. Начала университетской географии. Первые географы-профессионалы в Московском
университете. – М.: ИД "Городец", 2008. –504 с.
|