Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
· практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
· исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
· информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
· творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
· ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
6 класс
№ п/п
|
Тема проекта
|
Краткое описание проекта
|
1
|
“А все-таки она вертится…”
|
Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится?
|
2
|
Человек и природа
|
Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред?
|
3
|
“Вода, вода, кругом вода…”
|
Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого.
|
4
|
Разноцветные лица (см.приложение 2)
|
Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7
|
В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования
7 класс
№ п/п
|
Тема проекта
|
Краткое описание проекта
|
1
|
По следам Робинзона Крузо
|
Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня.
|
2
|
Этот известный неизвестный Христофор Колумб
|
Открытия Х. Колумба. Кто он – Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба.
|
3
|
Глобальное потепление – миф или реальность?
|
Причины, точки зрения, проблемы, последствия.
|
4
|
Тайны ледяного континента
|
Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь?
|
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
8 класс
№ п/п
|
Тема проекта
|
Краткое описание проекта
|
1
|
Морские ресурсы России
|
Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.
|
2
|
Открытие и освоение территории России
|
Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской?
|
3
|
Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия
|
Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу.
|
4
|
Климатические ресурсы России
|
Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?
|
Требования к проекту:
1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
1. Название темы проекта;
2. Актуальность проекта, проблема;
3. Основополагающий и проблемные вопросы;
4. Цели и задачи проекта;
5. Гипотеза;
6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
7. Использованная литература и информационные ресурсы;
8. Сведения об авторе/авторах проекта;
9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта
|
Содержание критерия оценки
|
Кол-во баллов
|
Актуальность поставленной проблемы
|
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?
|
От 0 до 1
|
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
|
От 0 до 1
|
Верно ли определил автор актуальность работы?
|
От 0 до 1
|
Верно ли определены цели, задачи работы?
|
От 0 до 2
|
Теоретическая и \ или практическая ценность
|
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.
|
От 0 до 2
|
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области
|
От 0 до 2
|
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость
|
От 0 до 1
|
Методы исследования
|
Целесообразность применяемых методов
|
1
|
Соблюдение технологии использования методов
|
1
|
Качество содержания проектной работы
|
выводы работы соответствуют поставленным целям
|
2
|
оригинальность, неповторимость проекта
|
2
|
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
|
1
|
есть ли исследовательский аспект в работе
|
2
|
есть ли у работы перспектива развития
|
1
|
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)
|
интересная форма представления, но в рамках делового стиля
|
От 0 до 2
|
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.
|
От 0 до 2
|
форма материала соответствует задумке
|
1
|
текст легко воспринимается,
|
1
|
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.
|
1
|
Компетентность участника при защите работы
|
Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов
|
От 0 до 2
|
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе
|
От 0 до 2
|
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.
|
От 0 до 2
|
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.
|
От 0 до 2
|
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.
|
От 0 до 2
|
ИТОГО
|
СУММА БАЛЛОВ
|
МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ
|
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
· 65-80% - оценка “3”
· 80-90% - оценка “4”
· 90-100% - оценка “5”
|