Алгоритм философского постижения сущности предмета
Дидактическим условием достижения
процесса формирования познавательной самостоятельности и активности является
построение искусственных педагогических конструкций в виде познавательных
проблемных задач.
В наибольшей мере изменения в характере
конкретного познания коснулись наук, изучающих живую природу. Переход от
клеточного уровня исследования к молекулярному ознаменовался крупнейшими
открытиями в биологии, связанными с расшифровкой генетического кода, пересмотром
прежних взглядов на эволюцию живых организмов. На уроках мы выходим на такой
уровень системности предмета, где герменевтический круг легко размыкается, и
можно от целого перейти к части, от мудрости к знанию.
«Шаги» постижения сущности предмета следующие:
1.
Установка анализа и абстрактно-общее суждение
Информация: о предмете (информационный шаг);
2.
Определение смысла внешних
связей предмета (оценочный «шаг»);
3.
Определение смысла внутренних связей предмет
Смысл: предмета (структурный
«шаг»);
4.
Определение конечных смысловых параметров
предмета (системно-ценностный «шаг»);
5.
Вывод на
конкретную сущность –
знание
Знание: предмета (сущностный
«шаг»).
Предмет раскрывается и через сущностно-хронологический
анализ, через открытие ритмической структуры природных процессов, через
открытие большого «сквозного» времени в науке, выявления сквозных тем и
проблем, таких, как: соотношение хаоса и порядка (физика, астрономия),
взаимосвязи в природных комплексах (география), роль человека в окружающей
природе (биология) и т.п.
|