Урок
географии в 6 классе
Погода, её
влияние на жизнь и деятельность человека
Тема урока: Её Величество Погода
Эпиграф: Или люди сделают так, что на планете будет меньше
дыма,
или дым сделает
так, что на планете будет меньше людей.
(Ж. Баттон)
Цели урока:
1. Повторить и обобщить основные понятия, термины,
определения по теме «Мир воздуха».
2. Актуализировать полученные ранее знания на примерах
влияния погоды на жизнь и деятельность человека.
3. Доказать влияние атмосферы на все компоненты
природы и необходимость ее охраны.
4. Формировать современное географическое мышление на
основе знаний о природных и антропогенных системах.
5. Продолжать развитие у обучающихся личной
ответственности за происходящее в окружающем мире и осознанного отношения к
собственной практической деятельности.
Оборудование:
1. Физическая карта мира с отметками рекордов погоды.
2. Схема из условных знаков явлений и элементов погоды на
доске.
3. Профессиограммы «Метеоролог», «Инженер-синоптик».
4. Грамзапись музыки А. Вивальди «Времена года» - «Зима».
5. На больших листах ватмана рисунки ворот: золотых,
серебряных, деревянных.
6. Самодельные метеорологические приборы на подставке.
7. Рабочий лист урока.
8. На каждом столе расчерченные листы для решения кроссворда.
(Доска
закрыта. На внешней стороне круговая схема основных понятий и явлений погоды.
Карта рекордов погоды висит на стене.)
Слова
учителя: «Здравствуйте! Рада видеть
всех на нашем уроке! В курсе географии 6
класса «Мир Земли» мы изучали разные природные оболочки Земли: литосферу – «Мир
камня», гидросферу – «Мир воды». Сейчас изучаем
атмосферу – «Мир воздуха». Знакомились со строением атмосферы, изучали
основные элементы и явления, происходящие в воздушной сфере нашей планеты. Тема
сегодняшнего урока: «Её Величество Погода». Зачитывается эпиграф урока.
Для работы на уроке сформированы группы учащихся по выполнению ими
общественных поручений в классе.
I этап урока.
Проверка теоретических знаний по теме «Мир
воздуха».
Шестиклассники отвечают на вопросы кроссворда.
Лист для ответов и карточки с вопросами на
столах.
Работу сопровождает
музыка Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». (На работу отводится 3 минуты).
Ученики в группах разгадывают
кроссворды.
В каждой группе при правильном ответе на
вопросы в вертикальной колонке кроссворда получилось ключевое слово, название
команды, девиз, под которым обучающиеся
будут работать на уроке. Ученики называют свою команду.
1 группа – «Знания»
2 группа – «Труд»
3 группа – «Здоровье»
4 группа – «Отечество»
Учитель ведет беседу о смысле этих слов
и добавляет: «Да! И еще Мир, Природа,
Человек, Семья являются самым ценным в жизни людей на Земле».
Как связаны ключевые слова каждой группы с темой
нашего урока? Почему так назван урок? (Да, погода влияет на все стороны жизни
человека)
(обращение к схеме на доске)
Учитель обобщает знания о явлениях и
элементах погоды в беседе с учениками. Понятие «погода» составляют разные
элементы: давление, влажность, температура воздуха и явления: ветер (его сила и
направление), облачность, осадки. Кто сможет дать определение термина «погода»?
Сравним с определением из
словаря-справочника. Отвечает ученик из группы «Знания».
А какая вчера была погода в нашем
городе? Сделайте краткое описание погоды за вчерашний день. Отвечает
ученик из группы «Знания».
Сводка
погоды за 18 февраля 2007 года на 14
часов московского времени по городу Старый Оскол. Погода вчера была холодная,
температура воздуха -12-14ºС. Солнечно, ясно.
Осадков не наблюдалось. Ветер слабый, северный. Геомагнитный фон в норме.
Как вы думаете, что должно
быть в центре логической схемы на доске? Да, человек
(прикрепляю символ «Человек»).
2-ой этап урока.
Слова учителя: «У каждого ученика есть рабочий лист
урока. В нем обозначены этапы работы и отведено место для ответов на основные
вопросы. В ходе урока вы должны заполнить этот лист и в конце сдать на
проверку.
К уроку
каждая группа выполняла опережающие задания. Группа «Знания» находила погодные
явления в текстах древних мифов и пыталась дать им объяснения.
Учитель предлагает прослушать
внимательно текст мифа и дать географическое объяснение перечисленным природным
явлениям и объектам.
Учитель
читает мифы о Солнце, Заре, ветрах. Ученики дают географические объяснения
мифам древней Греции.
Группа «Труд» рассматривает влияние
погоды на трудовую деятельность человека. Ученики рассказывают о профессиях,
деятельность которых зависит от погоды: летчиках, моряках, водителях автомобилей
и т.д.
(Ученики
класса не забывают заполнять рабочий лист, перечисляют наиболее зависимые
профессии от погоды).
Члены группы «Здоровье» исследовали
влияние погоды на организм человека в различных экстремальных условиях, разных
природных зонах. Они попытались выявить последствия нарушения природного
равновесия на здоровье жителей планеты.
Ученики шестого класса, члены группы
«Отечество» активно участвуют в работе
краеведческого кружка, знакомятся с природой Белгородской области, изучают
фольклор своего края, а на уроке рассказали пословицы о труде и загадали
загадки о погодных явлениях.
Слова учителя: «Во всех странах мира существует службы погоды, где
метеорологи снимают показания с приборов, передают в метеорологические центры,
а синоптики составляют прогноз погоды. Но можно устроить и собственную
метеостанцию, что даст возможность подметить закономерности изменения погоды и
сделать свои прогнозы. Ученики класса, члены географического клуба «Глобус»
сделали своими руками простейшие метеорологические приборы, выполненные по
описаниям из книги «Опыты дома и в школе». Пожалуйста, объясните принцип их
изготовления и работы!»
Мальчики
рассказывают, как они делали метеорологические приборы и как они работают.
Погода Белгородской области имеет свои
особенности, а в других уголках земного шара тоже много интересного и
необычного. На физической карте полушарий отмечены некоторые рекорды погоды:
самое сухое и влажное место на Земле, выпадение наибольшего количества снега за
год, самое большое число гроз за год и др. На следующих уроках вы
познакомитесь с рекордами погоды более
подробно.
Домашнее
задание вам предлагается в виде
творческой работы:
1. Продолжить собирать материал по рекордам погоды для составления коллективной
Книги рекордов погоды.
2. Написать мини-сочинение «У природы
нет плохой погоды…» или
«Влияние погоды на мою будущую профессию» (на
выбор).
3. Попробуйте составить прогноз погоды
для города Старый Оскол на три дня вперед. Сравните его с прогнозом гидрометеослужбы.
3-ий этап
урока
Учитель: «Вы хорошо
работали сегодня на уроке, представили группами интересный материал, обобщили
основные понятия, входящие в определение «погода», обсудили вопрос о влиянии
погоды на все стороны жизни человека.
Какое еще задание на урок осталось не рассмотренным? Может быть, нам подскажет название темы и эпиграф урока?
Да! Современное
человечество оказалось, как в старой
всем знакомой сказке, перед выбором пути
своего развития. Перед нами разные ворота, приоткрыв которые мы сможем
увидеть экологические последствия техногенной деятельности человека.
Беседа с обучающимися о выборе пути развития человечества.
Золотом обрамлены «Ворота
неподозревающих». Герой из какой русской
сказки здесь изображен? Если не задумываться о последствиях своей деятельности,
человек может оказаться в роли Змея Горыныча.
«Ворота нерешительных» выполнены из
серебра. За ними ландшафт, частично нарушенный человеком.
Третьи ворота выполнены из дерева.
Заглянем на этот путь развития человечества! Что вы видите? Что символизирует этот рисунок? Как можно
назвать эти ворота? (лягушка – символ чистой атмосферы и воды, а парусник
«Надежда» на лучшее будущее человечества»). Это «Ворота рассудительных».
Какой путь вы бы предложили людям планеты?
Нам, взрослым, очень хочется верить, что, взяв за основу жизни выделенные обществом ценности жизни, вы, как будущие граждане нашей области,
страны, планеты сделаете разумный выбор в решении сложных экологических
проблем, и ваше пребывание на планете
Земля будет достойным!
Спасибо за урок!
|