План-конспект
урока географии
Урок
обобщающего повторения по теме «Африка»
(7 класс)
Цели
урока:
-
формировать современное географическое мышление на основе гуманистического
анализа сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит»;
-
повторить закономерности смены природных комплексов в океане, на суше, в горах;
широтной зональности и высотной поясности;
-
обобщить знания об особенностях природы материка Африка;
-
развивать навыки системного географического подхода в работе с текстом, с контурной картой, выявления причинно-следственных связей в
природе;
-
воспитывать умение актуализировать свои знания в новых ситуациях, развивать
внимание к явлениям и процессам окружающего мира, учить видеть необычное в
обычном, привычном, знакомом;
-
познакомить с профессией «Ветеринар».
Оборудование:
-
Портрет К.И. Чуковского, выставка детских книг автора, тексты сказки;
-
музыкальное сопровождение урока: грамзаписи сказки «Доктор Айболит» и детских
песен об Африке;
-
картосхема с условными знаками, отмечающими путь доктора;
-
контурные карты полушарий;
-
зоопарк с животными Африки, нарисованный на доске;
-
профессиограмма «Ветеринар»;
-
выставка рисунков дверей острова Занзибар;
-
на столах перед каждым учеником «Рабочий лист урока».
Учащиеся 7-го класса рассажены по группам за четырьмя
большими столами. На столах таблички: «Географы», «Биологи», «Филологи»,
«Исследователи».
Урок проходит в жанре исследования
географического и гуманистического
содержания детской сказки «Доктор Айболит».
Ход урока.
Вступительное слово учителя: «В седьмом классе в
курсе «География материков и океанов» мы изучили интереснейшие темы: «Главные
особенности природы Земли», «Разнообразие природы южных материков», «Природа и
население материка Африка».
На уроках-путешествиях, конференциях,
аукционах, киноуроках мы познакомились со многими географическими
закономерностями, интересными явлениями и объектами природы материка Африка.
Сегодня у нас урок обобщающего повторения по ранее изученным темам.
Абсолютно всем с раннего детства
известна и служит первым источником географических представлений о далекой
Африке, ее причудливых ландшафтах удивительная сказка Корнея Чуковского…
/слышится
музыка начала сказки «Доктор Айболит»/
Все,
конечно, узнали сказку «Доктор Айболит». Сегодня на уроке мы попытаемся
исследовать географическое и гуманистическое содержание данного произведения.
Цель урока: дать гуманистический и
географический анализ сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» и воссоздать
маршрут Айболита в Африку. Повторить
закономерности смены природных комплексов в океане, на суше, в горах; обобщить
знания об особенностях природы материка Африка.
Географическое исследование будет вести
группа учеников, которая, работая с текстом, рассматривала его ключевые
гуманистические и географические особенности, выявляла специфику врачебной
деятельности доктора, ставила логические вопросы по содержанию текста. Группам
учащихся – филологам, географам, биологам предоставляется возможность отвечать
на поставленные вопросы. Каждый ученик в ходе урока заполняет «Рабочий лист
урока». В конце урока лист сдать на проверку.
Возможный
ход исследования:
Исследователь:
Вначале мы должны решить вопрос: откуда доктор
Айболит начал свой путь?
Филологи:
«Добрый доктор Айболит
он под деревом
сидит…»
Географы:
«Мы
считаем, что это лесная зона».
Филологи:
«И
пришел к Айболиту Барбос: «Меня курица клюнула в нос!»;
«Приходи
к нему лечиться и корова, и волчица,
и
жучок, и червячок, и медведица!»
Исследователь:
«По
указанным выше данным о домашних животных корове и курице делаем вывод, что это
район, освоенный человеком, но освоен он исторически сравнительно недавно, если
встречаются волчица, медведица и другие дикие звери».
Филологи:
«Генезис
происхождения имени доказывает, что доктор был русским человеком, значит это
Россия».
Биологи:
Нас заинтересовал эпизод с зайцами:
«И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки…»
Исследователь:
«Да! Это явно окраина большого города, где
зайцы могут попасть под трамвайную линию. Только какого города?»
Филологи, изучив мемуары создания сказки, приходят к выводу, что
К.И.Чуковский написал её в Ленинграде, сейчас это Санкт-Петербург.
Исследователи делают вывод: доктор Айболит начал свой путь из ближнего
пригорода Петербурга.
(Учащиеся наносят на контурную
карту первую точку в пути доктора – город Санкт-Петербург.)
Исследователь:
«Второй этап нашей работы – выявить пункт
назначения доктора Айболита. Обратим внимание на фаунистический состав, приславших
телеграмму: бегемотики, слоны, носороги, страусята, верблюжата. Какую
информацию по этому поводу нам могут дать эксперты – биологи?»
Биологи
дают информацию о животных Африки. Материал взят из энциклопедии животных
Исследователь:
«Что
же ответили звери на вопрос доктора: «Где же вы живете?»
Филологи:
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По
Где гуляет Гиппо-По
По широкой Лимпопо.
Группа учеников-географов дает характеристику пустыням Сахара, Калахари, острову Занзибар.
Материал взят из географической энциклопедии.
(Рассказы
учащихся сопровождаются показом на карте).
Исследователь:
«Собственно, ответом животных охвачена
почти вся территория континента, преимущественно сухие и пустынные области,
чего и следовало ожидать, исходя из персонального состава больных. Своим
ответом звери дают понять, что они ведут кочевой образ жизни и сами найдут
Айболита, как только он появится в любой точке Африки».
(На несколько минут перенесемся в
зоопарк, окажемся среди животных Африки, звучит
грамзапись песни «Жар – Африка»)
Исследователь:
«Сейчас мы можем перейти к следствию по
воссозданию маршрута доктора Айболита. Казалось бы ближайший путь из Петербурга
в Африку морской или же сушей на юг. Но доктор не знает, где находится Африка,
он запомнил только последние слова животных.
«И
одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…».
Здесь
следует вернуться назад и уточнить, в какое время года была получена
телеграмма. Что нам скажут на эксперты – биологи?»
Биологи:
«Среди пациентов в мирной практике
доктора упомянуты: жучок, паучок, лису укусила оса. Это насекомые. Значит,
время года было лето или начало осени».
Географы:
«Далее прослеживается ненормальная
быстрота, с какой наступает зима по мере продвижения доктора на пути
следования:
«А в лицо ему ветер,
и снег, и град».
«И
вдруг из-за елки выбегают мохнатые волки…» – мы делаем заключение, что доктор
попал в тайгу. Значит, он следует на север и достигает в начале зимы или в
конце лета Баренцева моря.
Биологи:
«Последнее соображение подкрепляется
тем, что в море ему встретился кит («… но тут выплывает кит»), а значит это не
Балтийское море».
Исследователь:
«Можно было бы ожидать, что кит
доставит Айболита прямо в центр континента. Но мы озадачены очередным и
последним препятствием на пути доктора: это горная цепь. Но какая»?
Географы:
«Кит действительно довез Айболита до
ближайшей точки Африки – Марокканского берега. А эта точка континента как раз
недостижима для больных зверей («…рыщут по дороге слоны и носороги…»).
Ученик-географ дает описание Атласских
гор.
Описание Атласского хребта – одно из самых сильных в
географическом отношении мест сказки. Недвусмысленно указан возраст
горообразования и направления неотектонических движений, («А горы все выше, а
горы все круче»), характер расчленения («…с высокой скалы…»). Наконец тонко
назван класс ландшафта – средневысотные горы («…а горы уходят под самые тучи»).
В последней фразе ключевое слово «под», то есть горы
ниже туч, не выше 2000
метров – как раз средняя высота Атласского хребта. Мы
знаем, что Атласские горы – молодые складчатые хребты, являющиеся продолжением
альпийской горной системы Европы. Это хребты Эр-Риф на западе и Телль- Атлас на
востоке.
Исследователь:
«Итак, с большой степенью вероятности
можно считать, что маршрут Айболита проходил недалеко от трасс Петербург –
Мурманск – Касабланка – Дакар».
(Наносят
на контурную карту)
Ученик из группы географов рассматривает смену
природных комплексов на Восточно-Европейской равнине, в Атлантическом океане, в
Атласских горах, на материке Африка и делает вывод, что доктор не знает о
закономерностях смены природных комплексов в природе.
Филологи делают вывод о гуманистическом смысле сказки, о
гражданском подвиге доктора.
(Учитель знакомит учащихся с профессией
ветеринара, основываясь на данных профессиограммы).
Раздается стук в дверь и в класс входит
ученик – член географического кружка, одетый в белый халат и шапочку, с медицинской
сумкой.
Учитель говорит: «А вот и сам доктор
Айболит пожаловал к нам в гости. Нашел-таки время навестить нас. После такого
путешествия доктор сразу стал знаменитым географом, хотя раньше географию
вообще не знал. Учащиеся нашли массу доказательств того, что Вы, доктор, будучи
чрезвычайно узким специалистом, имели слабые знания по географии».
Исследователи
приводят доказательства недостаточности географических знаний доктора:
1.
Во-первых, почему типичных жителей саванн и полупустынь вы называете «зверями
лесными»?
2.
Во-вторых, во время диалога с этими животными сначала нам показался
таинственным ваш вопрос:
«Только где же вы живете,
На горе или в болоте?…»
Ведь
для Африки с ее обширными сухими равнинами сочетание болот и гор вовсе не
характерно. А потом мы поняли, что такой вопрос мог задать только человек,
совсем не разбирающийся в географии.
3.
В-третьих: в ответе животные о месте обитания вам ясно дают понять, что ведут
кочевой образ жизни и сами вас найдут, как только вы появитесь в любой точке
Африки. Но вы, доктор, этого не поняли и все боялись забыть, куда добираться,
повторяя одно только слово: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо».
4.
В-четвертых: почему вы, многоуважаемый доктор двинулись из пункта отправления
на север? Ведь ближайший путь в Африку – сушей на юг или Балтийским морем.
Доктор Айболит:
«Да!
Доказательства моей слабой географической подготовки у вас весомые! У меня
самого за время путешествия накопилось много вопросов. Помогите
квалифицированно ответить на них.
1. Почему мне за
время путешествия нигде не встретились люди?»
Ученик-географ
рассказывает об особенностях расселения населения в Африке.
2.
Когда я вылечил страусов, они стали реветь и рычать как львы. Может биологи
помогут мне разобраться?
Ученик-биолог
объясняет особенности строения пищеварительной системы страусов и процесс
издания ими различных звуков.
Слова
учителя: «А что же вы, доктор
привезли из Африки в память об этом путешествии?»
Доктор рассказывает о примечательностях острова Занзибар и
достает из своей сумки пряности (гвоздику) и рисунки дверей с острова.
Слова доктора: «Из вышеуказанных фактов я понял, что
вы, ребята, сильны в географии. Чтобы проверить ваши знания об Африке, я
предложу вам тест о природе Африки».
Учитель помогает доктору Айболиту в тестировании
учащихся. Ученики выбирают правильный ответ из нескольких предложенных и
откладывают на бумаге столько клеточек в указанном направлении, какой цифре они
соответствуют. Если все ответы были правильны и проводились последовательно все
линии рисунка, то получился контур одногорбого верблюда дромедара.
За работу на уроке учащимся объявляются оценки.
Проверяется
заполнение рабочего листа урока, рисунок теста, и учитель делает выводы по
уроку.
Сегодня у нас был необычный урок –
урок-исследование. На основе анализа известной детской сказки мы рассмотрели гуманистическое и географическое
содержание произведения, выявили специфику деятельности медицинского работника.
Также на уроке проследили путь доктора Айболита к больным зверям, повторили
закономерности смены природных комплексов в океане, на суше, в горах, обобщили
знания об особенностях природы материка Африка.
Отмечается работа учеников в группах.
Географы подобрали интересный материал о географических объектах Африки:
Сахаре, Калахари, острове Занзибаре, горах Атлас, смене природных комплексов в
природе, оформили картосхему движения доктора условными знаками. Биологи дали
исчерпывающую характеристику многим видам типичных животных материка Африка,
нарисовали их на доске. Филологи изучили
историю создания сказки из мемуаров автора, попытались найти в тексте
героический пафос произведения, его гуманистическое содержание. Группа
исследователей логично задавали вопросы, вели следствие. Всем спасибо за урок!
|