Занимательная экономическая
игра для 5-х классов
(время проведения - 18 - 21 декабря 2012 года)
Задачи игры:
- выявить уровень представлений детей о
сущности окружающих экономических явлений;
- помочь обучающимся школы средней ступени
понять и закрепить знание основных правил экономики;
- формировать экономическое мышление и
основы экономических знаний; развивать умение подмечать в знакомых сказках
простейшие экономические явления;
- воспитывать культуру поведения в
условиях рынка; любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
доставлять ученикам радость и удовольствие от игры.
Сегодня
мы продолжаем своё путешествие в страну Экономика. Экономика - это наука,
изучающая искусство ведения хозяйства; наука о том, как правильно и бережливо, с
прибылью вести хозяйство.
Люди, которые занимаются
экономикой называются экономистами. Как в любой другой науке, в экономике,
существуют правила. Старшеклассники познакомят вас с «золотыми правилами
экономики» и помогут в них разобраться.
Золотые правила экономики
1. Будь во
всех делах честным
- Это
означает, что нельзя обманывать окружающих, т. к. в противном случае люди
перестанут доверять вам. Нельзя обвешивать покупателей, сдачу нужно сдавать полностью,
тогда магазин будет иметь хорошую репутацию. Если вы честный владелец магазина,
к вам будет приходить больше покупателей, и ваше дело будет приносить вам
большой доход (прибыль), честность станет источником богатства. Значит, что
такое "прибыль”?
Ответ: прибыль – это польза, выгода, полученные при выполнении
какой-либо работы.
2. Научись
разбираться в людях, чтобы не быть обманутым
Разбираться
в людях – это значит стараться как можно лучше узнавать людей через беседу,
общее дело. Объясните смысл пословиц: "Встречают по одёжке, а провожают по
уму”, "О человеке судят по его делам и поступкам”.
3. Изучи
законы и никогда не нарушай их
Законы
- это правила, которые введены в обществе, в экономике и должны всеми
выполняться. Они записаны в кодексах. Законы охраняют нашу жизнь.
4. Умей не
только получать прибыль, но и делиться с теми, кто тебе помог добиться успеха.
Давайте вспомним смысл
поговорок: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, "Один за всех, и все за
одного”.
5. Всегда
помогай тем, кто нуждается в твоей помощи
Следует ли хвастаться,
если ты сделал доброе дело?
Объясните смысл
высказывания "Скромность украшает человека”.
Какие пословицы о дружбе
вы знаете?
6. Считай
и анализируй в любом деле
При
покупке любого товара нужно хорошо подумать, нужна ли эта вещь нам, где она
будет использоваться, хватит ли на неё денег. Подумайте над пословицами:
"Деньги – крылья”, "На торгу деньга проказлива”, "Деньги любят счёт”.
7. Учиться
никогда не поздно
Объясните смысл
пословиц: "Ученье – свет, а неученье – тьма”, "Не гордись званием, а гордись
знанием”, "Чем больше науки, тем умнее руки”.
Чтобы стать
хорошим и грамотным экономистом, нужно будет соблюдать эти правила и выполнять
их. Тогда ваше дело станет выгодным, и вы получите большую прибыль.
Ученики заранее были разделены на команды, названия они придумывают
сами: «Доллар», «Копейка», «Экономы» и т.д.
Происходит презентация команд, далее каждая команда зарабатывает баллы
(школьные деньги – тугрики).
На различных этапах игры команды зарабатывают разное количество
баллов (денег).
·
Этап 1. «Деньги»
·
Что
за слово видим тут?
·
За
что конфеты продают?
·
Что
получают в день зарплаты?
·
Что
прячут в сундуках пираты? (деньги)
·
В
каждой стране есть свои деньги. Определите, каким государствам принадлежат
денежные единицы.
·
Рабочему выдали зарплату двумя купюрами по 5
тысяч рублей, 9 купюрами по 1 тысяче рублей и 5 купюрами по 100 рублей. Сколько
денег получил рабочий?
Этап 2. «Семейная экономика»
·
Подсчитайте доход семьи, если зарплата мамы – 10000
рублей, зарплата папы 20000 рублей, пенсия бабушки – 8 000 рублей.
·
Подсчитайте расход семьи, если оплата квартиры и
коммунальные услуги составляют 5000 рублей, расходы на проезд – 2000 рублей, а
на питание ушло 12000 рублей.
·
Дыни массой 3 кг стоят 9 монет, дыни массой 2 кг стоят 8 монет. Какие дыни
выгоднее покупать?
·
Этап 3.
«Сказочная экономика»
·
Подумайте,
из каких сказок эти "экономические новости". На обсуждение каждой
«новости» командам отводится 1 минута.
·
Сказка о правилах торговли. В день своего совершеннолетия царственная молодая особа едва не
погибла, используя незнакомое ей колющее орудие труда. Данная особа допустила
ошибку, не ознакомившись предварительно с инструкцией по эксплуатации данного
орудия. Будьте бдительны при покупке бытовой техники и других товаров народного
потребления («Спящая красавица»)
·
Сказка
о заслуженной награде.
Молодой специалист женского пола назначена на одну из главных должностей нашего
царства за большие достижения в деле ведения домашнего хозяйства («Золушка»)
·
Сказка
рассказывает вести с полей страны. В этом году выращен невиданный урожай популярных корнеплодов. К
сожалению, все имеющиеся в наличии капитальные и человеческие ресурсы не в
состоянии пока справится с уборкой. Возникли опасения, что урожай останется на
полях до тех пор, пока не будут привлечены секретные особо мощные силы
(«Репка»)
·
Этап 4. «Слова, слова…»
·
Расшифруй
анаграммы.
жет бют;
я ле на коп ни; ство хо зяй.
·
«Собери пословицы».
труд кормит,
копейка
а лень портит
а испортил на гривенник
сделал на
грош,
рубль бережет
·
«Дорого или дешево».
Грош цена,
купил за бесценок, заплатил втридорога,
по цене золота.
(после этих
конкурсов команды считают заработанные деньги).
·
Игры с
болельщиками:
Этап 1.
Экономические загадки:
На товаре быть должна обязательно…………..(цена).
Коль трудился круглый год, будет кругленьким……….(доход)
Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить………..(налоги)
Люди ходят на базар: там дешевле весь…………(товар)
И врачу, и акробату выдают
за труд…….(зарплату)
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт………(банкир)
Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без……………(рекламы)
Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ………………(банке)
Что сделано из золота у трудолюбивого умельца? (руки)
На что поп покупает шляпу с широкими полями? (на деньги)
Кто согласно пословице платит дважды? (скупой)
Капитанам команд предлагается по очереди называть различные профессии, которые начинаются с
букв алфавита. ("А” - аптекарь, "Б” – бухгалтер, врач, геолог, дворник, егерь,
журналист, зуботехник, инженер, кондуктор, лесник, маляр, носильщик, оператор,
продавец, радист, столяр, тракторист, учитель, фотограф, художник, цветовод,
часовщик, шофер, электрик, юрист).
Следующий конкурс – решение экономических задач.
- Хочется купить билеты в театр, но деньги
нужны на лекарство бабушке. Как поступить?
- Когда валенки стоят дороже: летом или
зимой. Почему?
- Какие яблоки можно продать при
одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? Почему?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном
магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком
магазине раскупят огурцы быстрее?
Домашнее задание:
Экономические частушки:
С экономикою нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
Мы доход
своей семьи
Вместе подсчитаем.
Знаем цену всем вещам,
Что мы покупали.
«Бизнес», «бартер» и «бюджет» -
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
Игра подошла к концу.
Ты познакомился с чудной страной,
Не признающей застой и покой.
В этой стране крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Первое - дело такое найди,
где среди всех будешь ты впереди.
Хочешь, чтоб ждал тебя в жизни успех,
Делай работу свою лучше всех.
Это усвоил? Второе учти.
Нет остановки на этом пути.
Только работа отдачу дает,
В ней вся основа движенья вперед.
|