Великая демонстрация: как в Москве открылась выставка мечты
85 лет назад начала свою работу ВДНХ.
1 августа 1939 года в Москве открылась ВСХВ, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка под открытым небом. Спустя два десятка лет она приняла привычное всем название ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства. Историю главного экспозиционного центра страны вспоминали «Известия».
Правительственный план
В 1934 году у руководства СССР созрел план устроить в Москве к 20-летию советской власти неслыханную выставку под открытым небом, которая прежде всего отражала бы успехи коллективизации. Постановление «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве» подписали генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин и председатель правительства Вячеслав Молотов.
Выставку предполагалось открыть 1 августа 1937 года. Но выставка рассказывала не только о труде колхозников. Там демонстрировались и научно-технические достижения, связанные с аграрным производством.
Такое начинание требовало немало места. Устроители рассматривали территории на тогдашних окраинах столицы. Сначала грандиозную выставку собирались открыть вокруг учебного городка Тимирязевской академии. Но в августе 1935-го было решено разместить экспозицию в Ростокино, на свободной территории возле Останкинского парка, который в те годы носил имя Феликса Дзержинского. Там и начали строить павильоны — и не временные, а такие, чтобы они стали украшением столицы.
Превзойти все аналоги
Крупные уличные выставки, которые становились событиями в жизни Петербурга и Москвы, случались и в дореволюционные времена. Под павильоны выставки, посвященной 200-летию Петра I, в 1872 году отдали весь Александровский сад с набережной в придачу — и из этой затеи родился Политехнический музей. Но ВСХВ должна была затмить все предыдущие похожие проекты.
Над выставкой работали лучшие советские архитекторы, художники, скульпторы — Борис Иофан, Георгий Щуко, Владимир Гельфрейх, Каро Алабян. Нужно было создать образ счастливой, динамично развивающейся страны.
Главный, парадный вход в ВСХВ (ныне северный вход) создал Леонид Поляков, не только один из самых талантливых зодчих того времени, но и любимый архитектор Сталина, который доверил ему дизайн своей любимой кунцевской «ближней» дачи. Перед главным входом установили шедевр Веры Мухиной — скульптуру «Рабочий и колхозница».
К июлю 1937 года были готовы павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон закавказских республик и Туркмении, каждый из которых был не без изящества оформлен в национальном стиле. В основном они были деревянными. Так, павильон Украины, построенный по проекту Алексея Тация, напоминал традиционную хату, украшенную сюжетами из произведений Николая Гоголя. Красиво. Но задерживалось строительство главных павильонов, которые бы отражали развитие аграрной индустрии.
Увы, уже весной 1937 года стало ясно, что сдать объект в срок не удастся. Многое было не готово, замыслы менялись на ходу — в том числе и под влиянием капризной политической конъюнктуры. На площади Механизации встал колоссальный бетонный памятник Иосифу Сталину, ставший символом выставки. Сейчас на его месте красуется ракета-носитель «Восток», поднявшая на орбиту первых космонавтов. За общую композицию выставки изначально отвечал архитектор Вячеслав Олтаржевский, но в 1938 году он впал в немилость и отправился строить Воркуту. Его сменил Сергей Чернышев, а несколько позже главным архитектором ВСХВ стал Анатолий Жуков.
«Славься, Родина обильная!»
Всё было готово к августу 1939 года. Красную ленточку перерезал Молотов. Он же выступил с главной приветственной речью на открытии выставки. Исаак Дунаевский специально к церемонии открытия написал бравурную песню «Славься, Родина обильная!».
Экспозиция проработала 86 дней и закрылась для посетителей 25 октября. За это время здесь побывало более 3 млн человек. На следующий год за пять месяцев выставка собрала почти 5 млн посетителей. Жили тогда небогато, лишних денег на дорогу не было, но на ВСХВ уже специально стали приезжать из разных городов.
Действовал на ВСХВ и Зеленый театр, созданный по проекту архитектора Бориса Ефимовича и сразу ставший популярным местом, где можно было услышать и классическую, и эстрадную музыку, полюбоваться искусством цирковых артистов.
Привлекали посетителей многочисленные кафе, задуманные и для детей, и для взрослых. Считалось, что только там в столице можно попробовать настоящий кавказский шашлык.
«Если с ним повстречался в Москве»
В годы Великой Отечественной войны ВСХВ не работала. Но летом 1941 года на экраны вышел кинофильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», который превратил выставку в настоящую легенду. Где еще может встретиться и полюбить друг друга русская свинарка и передовой кавказский пастух, если не на ВСХВ? Пырьев показал выставку эффектно — как целый мир, пестрый и фантастически красивый. Жизнерадостный фильм напоминал бойцам фронта и тыла ту счастливую жизнь, которую они теперь защищали. Всем стала известна песня из «Свинарки и пастуха», которая звучала на фоне красот ВСХВ: «Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве».
И все-таки в годы войны выставка пришла в запустение. Только в конце 1940-х ее начали приводить в порядок. А когда было принято решение возобновить ВСХВ в 1955 году, на огромном выставочном пространстве снова началось большое строительство.
В 1954 году большинство павильонов не только привели в порядок, но и значительно реконструировали. Они стали помпезнее и величественнее. Такой стиль возобладал в советской архитектуре после Победы. Так, павильон «Украина» Таций украсил новым фасадом с золотыми колосьями, огромными снопами и профилями Ленина и Сталина.
Справа и слева от входа были установлены две скульптурные композиции «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства». Потом этот нарядный павильон получил новое название — «Земледелие». В последние годы вернулись к первоначальному варианту.
В 1954 году на Главной аллее ВСХВ появился фонтан «Дружба народов», созданный по проекту Константина Топуридзе и Григория Константиновского. Огромный овал с композицией из пшеничных снопов в центре и 16 женскими фигурами вокруг — они символизируют 16 республик СССР (включая Карело-Финскую).
Композиция, созданная из бронзы и покрытая сусальным золотом, производила сильное впечатление, да и сегодня остается одним из символов Москвы. В том же году Топуридзе создал фонтан «Каменный цветок» по мотивам сказок Павла Бажова, в котором струи воды под свет разноцветных лампам били под специально написанную музыку — «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича.
По проекту Георгия Щуко построили украшенный гербами советских республик главный павильон выставки с высокой башней и золотым шпилем, увенчанным звездой. Это здание, перед которым установили памятник Ленину, несколько напоминает петербургское Адмиралтейство. В его залах можно было ознакомиться с историей Октябрьской революции и советской конституции. Были там и зал мира, и зал науки. Множество скульптур для главного павильона создал Матвей Манизер.
Многое переделывалось. Например, павильон «Торф» преобразовали в «Юных техников». В наше время там открыт театр сказок. На одном из павильонов сразу обращает на себя внимание девушка со снопом в руках. Ее фигура покрыта золотой смальтой. Она возвышается над павильоном «Белоруссия», в котором сохранился первоначальный замысел архитекторов — вплоть до мозаичного пола и хрустальных люстр. В наше время реставраторы бережно восстанавливают все эти образцы советского стиля 1950-х.
В 1955 году выставку наконец-то открыли — и туда хлынул народ, не забывший «Свинарку и пастуха» и восхищавшийся новыми чудесами ВСХВ — фонтанами и массивными павильонами.
Выставка, устремленная в будущее
28 мая 1958 года было решено объединить всесоюзные промышленную, сельскохозяйственную и строительную выставки в одну Выставку достижений народного хозяйства СССР. Так в 1959-м и появилась ВДНХ. У выставки был создан новый парадный вход — огромная арка со множеством скульптур.
Павильон «Космос», открытый в 1967 году, быстро стал центром притяжения для публики. Там можно было увидеть проекты новейшей ракетной техники, модели искусственных спутников Земли, луноходов, первые советские скафандры и подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Восток».
На ВДНХ можно проследить, как от десятилетия к десятилетию в стране менялась эстетика. Появлялись стеклянные павильоны без скульптур, без обилия символики.
В наше время комплекс, занимающий больше 325 га, реставрируется и возрождается. Там можно прокатиться на уникальном электротранспорте — разработке отечественных конструкторов. Там действуют созданный в последние годы парк «Россия — моя история», станция роботов и несколько новых детских музеев. Прогулявшись во ВДНХ, и в наши дни трудно не стать оптимистом: мы видим, как трудится и рвется вперед российская промышленность. И каждый раз узнаем о своей стране нечто новое — перспективу завтрашнего дня с новыми автомобилями, птицефабриками, космическими аппаратами.
|